Агапэ - чувство асексуальное, не секс верховодит. Природа хранит юную
душу от похоти. Первая встреча с любовью у человека бывает в возрасте
раннем, лет в одиннадцать-тринадцать. Как-то ни с того ни с сего давно
знакомый гражданин в веснушках и с оттопыренными ушами или похожая на
вешалку для собственной одежды смешливая гражданка начинают привлекать
чье-то внимание. Одной девочке почему-то хочется во время перемены
"случайно” задеть рукой гражданина. А одному мальчику - гражданку за
косу дернуть, если таковая имеется. Вот это неожиданно возникшее
влечение и есть первый, робкий еще признак проклевывающегося чувства.
Любовь всегда начинается с влечения, как уже говорилось выше. Что-то
такое замечаем мы в другом человеке, что заставляет нас думать о нем,
тревожит. "Цвет” любви, о котором идет речь, называется агапэ. Тревога,
мучительная и в то же время радостная, свойственная агапэ, поднимает
подростка над самим собой, делает духовно богаче, помогает взрослеть.
Но
вслед за ним приходит к человеку любовь нового "цвета” - эрос. Стихия,
а не чувство. По силе эмоционального воздействия ничто на земле не
может сравниться с эросом. Эрос - это настоящая страсть, она
захватывает человека целиком, лишает его возможности рассуждать, потому
и носит это чувство название "безрассудная любовь”. Быть вместе, никого
не видеть и не слышать, обо всем на свете забыть хотят люди, охваченные
эросом. При эросе поступками движет истинная половая любовь, высшая
степень доверия между женщиной и мужчиной.
В романе Стендаля
"Красное и черное” Матильда с душевным трепетом признается в любви
Жюльену Сорелю: "Я отрекаюсь от своего разума - будь моим повелителем!”
Существует
на свете и людус, любовь-игра. Нет при людусе ни глубины чувств, ни
настоящей преданности, нет тревоги за себя и любимого человека, не
цвет, а расцветка, пестренький ситчик чувств, дешевенький и
общедоступный. Сегодня ты со мной, завтра с другим, послезавтра мы
снова вместе, и никаких слез, упреков, взаимных обещаний. Игра, в
которую играют все, кому не лень. И тем не менее это - любовь, потому
как начинается людус с влечения. "Нравится!” - решает про себя юноша (
или девушка ) и делает шаг навстречу человеку, которого выделил из
всех. Бывает людус веселый, озорной, шутливый, вроде детской
полузабытой игры в прятки: и хочется выскочить из укрытия собственных
представлений о том, что такое хорошо, что такое плохо, и вроде
страшновато. С одной стороны, и приятно, и как-то по-особому тепло с
этим человеком. Но, с другой - при расставании тоска не гложет. Одно
время людус даже был в моде, считался современным видом межличностных
отношений. Но потом люди стали постепенно уставать от дешевки, все
больше жизненного пространства в человеческом сообществе отвоевывало
себе микрообщество "Ты и Я”. Людус притупляет чувство, оно не
развивается вглубь, качество отношений подменяется количеством
партнеров, не давая возможности подняться выше эмоций, влечения.
Психологические
разновидности, "цвета” любви могут переходить друг в друга,
видоизменяться. Углубляться или, напротив, затухать, становиться
поверхностнее. Людус, кстати, иногда бывает прелюдией эроса.
При
прагме, рассудочной любви, рядом с влечением, эмоцией, страстью, стоит
верный страж - сознание. Прагма не отличается разнообразием
эмоциональных оттенков. Человек встречает привлекательного партнера,
испытывает к нему или к ней легкое влечение и сейчас же начинает
анализировать: " А сколько зарабатывает ее отец? ", " А его бабушка
согласится отдать нам квартиру? " и так далее, и так далее. Скучно это,
но некоторым нравится.
Мания - любовь-тревога, любовь-тоска.
Мания - чувство чрезвычайно опасное, изматывающее, иссушающее. вечная
неуверенность в себе, в любимом, ревность, недоверие. Большое терпение
надо иметь, чтобы понять, а то и простить мучимого манией.
Сторге
- любовь-дружба. Это когда все ясно, хорошо, спокойно, но не пресно, не
скучно. Сторге - само доверие, сторге - с улыбкой, умеет ждать и
прощать, сторге - терпеливое чувство. Сторге и мания - в какой-то
степени антиподы. Мания - постоянное беспокойство: любит - не любит?
Меня - не меня? Как посмотрел? Почему не туда села? И тому подобное.