"Волшебник Мерлин создал силой тьмы И силой знанья зеркало такое, Что в глубине колеблемой его, Достаточно лишь взять его рукою, Всё, что захочешь, можно разглядеть: Хоть демона, хоть просто человека, Призывы друга, замыслы врага, Любую вещь во мгле любого века”. Эдмунд Спенсер "Королева фей”
"Происхождение зеркала староверы приписывают дьяволу и доказывают это нижеследующей легендой. Некий
старец спасался в пустыне. Запали ему в душу евангельские слова
"Просите, и дастся вам", и он, усомнившись и желая на практике
удостовериться, насколько это реально, взял да и пошел к какому-то царю
просить руки его дочери. Удивился такому требованию царь, передал его
царевне; та изумилась, в свою очередь, но, подумав, вынесла решение:
"Дело чрезвычайное и неслыханное. Потому и старец, раз уж желает
жениться на мне, должен совершить что-нибудь уж совсем чрезвычайное.
Пусть принесет мне в подарок такую вещь, в которой я могла бы видеть всю
себя". Надо ли говорить, что в ту пору зеркала изобретены не были, и о
них никто никогда не слышал... Монах, услыхав такое пожелание,
отправился разыскивать чудную вещь. Долго ходил он по лесам, и наконец
вступил в пустыню, никем не обитаемую. Посидев там некоторое время,
услышал старец стон. Откликнулся он на голос и получил ответ: "Почтенный
старче! Сжалься на мое страдание, ибо я уже несколько лет томлюсь в
этом рукомойнике; выпусти меня из темницы, в которую заключил меня тоже
один старец; а я тебе за это услужу, чем пожелаешь". Монах, прежде, чем
освободить томящегося, стал требовать вознаграждения в виде искомого
предмета. Заключенный пообещал, и старец освободил... дьявола. Тот в
скором времени принес ему зеркало, которому старец сильно удивился и
обрадовался. Однако, увидев в нем себя - старого, сморщенного, седого -
он отложил намерение жениться. Зеркало, впрочем, снес царю и тут же,
отказавшись от своего дерзкого желания, стал молиться о прощении за
неверие в слова Писания. Но худое дело уже было сделано - зеркало
появилось в мире, и доставлено человечеству оно было именно дьяволом...”
Зеркало - орудие дьявола также согласно некоторым средневековым легендам: отражая лица, оно может улавливать и души.
"Отражения, кривляясь, Вырываются на волю, Хладнокровно улыбаясь Или плача, но без боли... Зеркала следят за нами, Научившись даже слушать, Быть и мыслями, и снами, Искажая наши души. Тонут в зеркале желанья, Замедляются движенья... Нас отдали на закланье, Нас поймали отраженья...” Сергей Лукьяненко "Фальшивые зеркала”
"-
Знаешь, Китти, если ты помолчишь хоть минутку, - продолжала Алиса, - и
послушаешь меня, я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный дом.
Во-первых, там есть вот эта комната, которая начинается прямо за
стеклом. Она совсем такая же, как наша гостиная, Китти, только все там
наоборот! Когда я залезаю на стул и смотрю в Зеркало, она видна мне вся,
кроме камина. Ах, как бы мне хотелось его увидеть! Мне так интересно
узнать, топят они зимой камин или нет. Но в это Зеркало как ни гляди,
камина не увидишь, разве что наш камин задымит - тогда и там появится
дымок. Только это, верно, они нарочно - чтобы мы подумали, будто и у них
в камине огонь. А книжки там очень похожи на наши - только слова
написаны задом наперед. Я это точно знаю, потому что однажды я показала
им нашу книжку, а они показали мне свою!” Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье”
"По
славянским поверьям, зеркало — дверь в потусторонний мир, враждебный
человеку. Нельзя показывать ребенку в возрасте до одного года зеркало —
заглянет и может навсегда стать, когда вырастет, вампиром (упырем) или
"двоедушным" колдуном. Нельзя смотреть в зеркало ночью или во время
грозы: можешь увидеть такое, что лишишься рассудка. Нельзя держать
зеркало не занавешенным, если в доме покойник: иначе он вернется в мир
живых злобным вурдалаком. Но зеркало опасно и для нечистой силы: если
перехитрить колдуна и заставить его отразиться в зеркале, он не только
потеряет способность чародействовать, но заболеет и умрет. Именно
поэтому для охраны скотины от ведьм в хлеву держат осколок от зеркала... Легенды говорят о том, что в старинных зеркалах заключены души всех, кто
смотрелся в них. Считается, что если зеркало хранит отражение злого человека,
скажем, убийцы, то оно само становится злым. С помощью зеркал можно не только
наводить порчу, но и избавляться от нее. У многих народов: индийцев, таджиков,
персов и других - известен свадебный обряд, когда жених и невеста должны
смотреться в одно зеркало. Зеркала породили множество мифов, сказок, легенд и
мистических историй...
Всю свою историю человек пытается познать мир. Но познание
мира - это, в первую очередь, познание себя. Зеркало можно назвать техническим
инструментом нашей самоидентификации, которая является основой в нашем познании
мира. Наше самосознание, представление о себе и мире формируются с помощью и
под влиянием зеркала. Иногда мы принимаем зазеркалье как отдельный мир, живущий
по своим законам, населенный нашими двойниками и дубликатами окружающих нас
вещей.
Так что же, собственно говоря, происходит в зазеркалье? По
каким законам оно живет? Эти вопросы приводят нас к тому, что мы условно
назовем:
МАТЕМАТИКА ЗАЗЕРКАЛЬЯ
Повторюсь, название это очень условно. И выбрано разве что в честь Льюиса
Кэрролла, который был математиком и описал законы зазеркалья. В зеркале все
предметы "переворачиваются", предстают обращенными. Если вы протянете
своему отражению правую руку, то увидите, что оно протягивает вам левую. Законы
движения в зазеркалье так же вывернуты, как и неподвижные отражения. В самом
деле, коль скоро в ответ на помахивание правой рукой отражение машет левой, то,
если вы желаете попасть в какое-то место в зазеркалье, нужно идти прямо в
противоположную сторону.
В нашем мире скорость есть частное от деления расстояния на
время, то есть v = S/t. В зазеркальном мире все наоборот! Там v = t/S! Кэрролл
был не просто сказочником, а математиком, рассказывающим сказку, и смог
предвосхитить Эйнштейна. "Самое удивительное было то, что деревья не
бежали, как следовало ожидать, им навстречу; как ни стремительно неслись Алиса
и Королева, они не оставляли их позади... "Далеко еще?" - с трудом
вымолвила, наконец, Алиса. "Не еще, а уже! - ответила Королева. - Мы
пробежали мимо десять минут назад! Быстрее!"... Сложно двигаться в
зазеркальном мире тому, кто привык к законам "предзеркалья". Это
следствие закона движения, приведенного выше, - при большой скорости время
велико, а расстояние мало. Чем выше скорость, тем меньше пройденное расстояние.
Чем быстрее бежала Алиса во времени, тем более она оставалась на том же месте в
пространстве. Неудивительно, что пространство, имеющее такие законы,
представляется загадочным. А загадочное кажется опасным. Умберто Эко в
"Маятнике Фуко" пишет: "Если имеется зеркало, это уже просто, по
Лакану: вам хочется посмотреться в него. Но ничего не выходит. Вы меняете
положение, ищете такого положения в пространстве, при котором зеркало вас
отобразит, скажет: "вот ты, ты тут".
И совершенно невозможно примириться с тем, что зеркала
Лавуазье, выпуклые, вогнутые и еще Бог весть какие, отказываются вести себя
нормально, издеваются над вами: отступите на шаг - и вы в поле зрения, шагнете
хоть чуть-чуть - и теряете себя. Этот катоптрический театрик создавался
специально для разрушения вашей личности, то есть вашего самоощущения в
пространстве... Появляется неуверенность не только в себе, но и во всем прочем.
Исчезают вполне реальные вещи, которые вы видите рядом с собой... нормальное
зеркало отражает получаемые из вогнутого лучи таким образом, что собственно
предмета, очертаний его в зеркале не видно, ощущается нечто призрачное,
мимолетное и к тому же перевернутое вверх ногами, где-то в воздухе, вне
зеркала...". Подобные "фокусы" зеркал породили множество мифов,
сказок, легенд, мистических историй. А что о зеркалах можете поведать нам лично вы?
|