Привязанность
людей друг к другу означает, что в обществе друг друга этим людям
хорошо, они испытывают психологический комфорт и их уровень
психологического напряжения снижается. В пространстве таких отношений
человек может немножко отдохнуть, расслабиться, снизить степень
самоконтроля, который возникает под влиянием социального давления.
Вырисовывается что-то очень хрупкое,
трогательное, что-то очень важное. Об этом так прекрасно читать в
хорошем романе. Но мне кажется, что проблема не только в том, что люди
"знают”, какие отношения для них значимы, а какие – нет.
Дело еще и в том, что тонкие отношения
требуют неспешности, отсутствия суеты и хоть немножко внутреннего
покоя. Уши, привыкшие к грохоту, с трудом воспринимают голос флейты.
Современный человек так спешит, так суетится, как будто не живет, а все
время догоняет поезд, от которого он отстал.
Люди очень идеологизированы и часто
просто небрежно относятся к вещам негромким, воспринимаемым не разумом,
а душой. Им трудно, потому что такие отношения невозможно
рационализировать. Они не гарантированы ничем.
"Ну, что такое привязанность?! Это же
не любовь”. Как говорил один мой приятель: "Не надо проходить мимо
маленьких радостей в жизни - больших не заметишь”. Оценочное мышление,
построенное по принципу "маленькое - большое”, "важное - не важное”,
"нужное - не нужное”, уничтожает внимательность к маленьким
драгоценностям жизни. Вспомнилось одно грубое, но очень точное
выражение: "Сидеть задницей на алмазах неудобно - колет. Какая в них
ценность?!” Действительно, какая это ценность? Сидеть-то трудно.
А ведь, собственно говоря, человеческие
отношения и начинаются с привязанности. Привязанность рождает доверие.
В совокупности они дают психологический комфорт. И это очень тонкие,
очень хрупкие ростки человеческого в жизни. Все мои наблюдения
показывают, что именно с невнимания к этому начинается разрушение
живой, органичной, прекрасной части человеческой жизни.
Невнимательность, неаккуратность, пренебрежение, небрежность к тем
моментам человеческих отношений, в которых возникает простая (так
называемая простая) человеческая привязанность.
Привязанность, доверие, этот хрупкий
человеческий контакт за пределами конвенций - это подарок человеку в
жуткой мясорубке механической жизни. И я даже согласен, чтобы это
называли любовью, называли возвышенно и романтично, только относиться к
этому стоит внимательно, потому что без такого отношения никаких шансов
нет.
"Ты слышал, как рвется паутина в осеннем лесу?
Что за чарующий звук” (Лин По).
Ты же прекрасно знаешь, в какой стране
мы выросли. Мы выросли в стране с хамской идеологией, с хамскими
привычками. Мы - грубые, примитивные, бесчувственные скоты, которых
гоняло государство, как хотело, и имело, как хотело. И противостоять
этому можно только вниманием к тонким, хрупким, слабым вещам в себе и
других. И если мы не будем культивировать в себе тонкость,
сентиментальность в изначальном смысле этого слова, то есть
чувствительность, сенситивность, то ничего не получится. Все будет
по-прежнему.
И "нежные” женщины и "грубые” мужчины
будут продолжать говорить о возвышенном и по-прежнему давить, ломать и
разбивать все вокруг себя. И страдать. И этим страданием оправдывать
все. Я же страдаю, значит, я хороший. Страдать - дело нехитрое. Совсем
нехитрое, легче легкого.
А как же. Мы же, кроме хамской
идеологии, еще и на Достоевском выросли. Кто не читал, тот хоть кино
видел. Нам не страдать нельзя. У нас это за самый главный признак
интеллигентности и душевной тонкости считать принято.
А я предлагаю это столь сладостное
занятие прекратить. Прекратить и начать ценить маленькие радости жизни.
Тогда появятся близкие люди. Один, два, три - это уже очень много. И
это гораздо ближе к духовности, чем бодрое комсомольское "Мы”. И
повторюсь: первая ступень человеческих отношений - это привязанность.
Очень хрупкие отношения, очень легко ломающиеся. Потому что доверить
себя другому страшно, не потому что опыт жизни сталкивал с
предательством и обманом… Не потому. Страшно, потому что начнешь
узнавать себя.
Это единственное, чего человек боится в
отношениях по-настоящему. Начать узнавать себя, со всем своим дерьмом,
со всей своей нерешительностью, робостью, отсутствием твердости
намерений, неумением держать слово, то есть себя - слабого, боящегося,
что ему кто-то начнет верить. Кто-нибудь начнет о нем заботиться. К
кому-то придется испытывать чувство благодарности.
Так вот же он, ответ на извечный вопрос, почему все сказки заканчиваются свадьбой, а все драмы начинаются после нее.
Человек начинается с умения служить
другому и умения быть благодарным. Через эти две простые, маленькие,
казалось бы, вещи, можно постепенно вырваться из механической жизни.
Никак не через другие. Нет другого пути на свободу, кроме как путь к
людям. Нет другого знания, кроме знания, существующего в форме людей.
Никакая эрудиция и информация не спасут.
Мы сделаны из людей, и, только двигаясь
к людям, мы можем найти себя - живого, уникального, имеющего смысл
своей собственной неповторимой и уникальной жизни. Но сначала нужно
понять, что без этого невозможно. И если возникли привязанность и
доверие и оно, это переживание, привело к радости сделать что-то для
другого, послужить и быть благодарным за то, что другой что-то сделал
для тебя. Когда это входит в жизнь человека, тогда очень многое в ней
меняется.
Как хорошо, что ты отступил от
предельных возможностей и сам согласился, что эти отношения можно
назвать любовью. Да и что это, если не любовь? Та самая, о которой так
мечтают люди.
Ты же сам уже говорил в наших беседах,
что человеческий аспект любви - это внимание, внимание к другому. Но
еще больше я рада, что ты отступил еще от одного своего "принципа”. Это
же не просто рассказ об одном из аспектов любви человеческой. Это
рассказ о том, как ее построить, что делать, чтобы она проросла,
расцвела и окрепла. Это рецепт. Это очень подробный и выполнимый рецепт
для всех, кто хочет любви и готов ради этого что-то делать, а не ждет,
что свалится она на голову, как снег в декабре на наших коммунальщиков,
к их полной неожиданности. Ну, в таком случае оно так и будет, как со
снегом. Караул и катастрофа. Но для того, кто ждет и делает, - это
подарок. Это же отношения!
Отрывок из книги И. Калинаускаса и Е. Весельницкой «Мужчина и женщина за порогом Рая».
|