Эксперимент
Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге
"Подчинение авторитету: экспериментальное исследование". В опыте
участвовал экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого
испытуемого. В начале эксперимента между испытуемым и актером "по
жребию" распределялись роли "учителя" и "ученика". В
действительности испытуемому всегда доставалась роль "учителя", а
нанятый актер всегда был "учеником". "Учителю" перед
началом эксперимента объясняли, что цель опыта – якобы выявить новые методы
запоминания информации. В реальности же экспериментатор исследовать поведение
человека, получающего указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими
нормами, от авторитетного источника.
"Ученика" привязывали к креслу, к которому был прикреплен
электрошокер. Как "ученик", так и "учитель" получали
"демонстрационный" удар током в 45 вольт. Дальше "учитель"
уходил в другую комнату и должен был по громкой связи давать
"ученику" простые задачи на запоминание. При каждой ошибке ученика
испытуемый должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45
вольт. В действительности актер, игравший ученика, только делал вид, что
получает удары током. Затем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать
напряжение на 15 вольт. В какой-то момент актер начинал требовать прекратить
эксперимент. "Учитель" начинал сомневаться, а экспериментатор на это
отвечал: "Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте,
пожалуйста".
По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный
дискомфорт, затем сильную боль и наконец срывался на крик. Эксперимент
продолжался до напряжения в 450 вольт. Если "учитель" колебался, экспериментатор
заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за
безопасность "ученика" и что эксперимент должен быть продолжен.
Результаты оказались шокирующими: 65% "учителей" дали разряд в 450
вольт, зная, что "ученик" испытывает страшную боль.
Вопреки всем
предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились
указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали "ученика"
электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился
до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а
26 "учителей" из 40 дошли до конца шкалы.
Критики
заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В
ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в
городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской "Исследовательская
ассоциация Бриджпорта". Результаты качественно не изменились: 48%
испытуемых согласились дойти до конца шкалы.
В 2002 году
сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы
доходят от 61% до 66% "учителей", независимо от времени и места
эксперимента. Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная
темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться
авторитету и выполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное
поведение полученным "приказом". Многие участники эксперимента
испытывали чувство превосходства над "учеником" и, нажимая на кнопку,
были уверены, что "ученик", неправильно ответивший на вопрос,
получает по заслугам.
В конечном
итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения
авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые
продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный
внутренний конфликт.