Эксперимент...
Производство: Германия, 2000 г.
Жанр: триллер, драма.
Режиссёр: Оливер Хиршбигель.
Сценарий: Марио Джордано, Кристоф Дарнштэдт, Дон Болингер.
В ролях: Мориц Бляйбтрой, Юстус фон Донаньи, Эдгар Зельге, Андреа Завацки, Марен Эггерт, Кристиан Беркель, Оливер Стоковски, Вотан Вильке Мёринг, Никки фон Темпелхофф, Тимо Диркес и др.
Оператор: Райнер Клаусманн.
Композиторы: Александр Бубенхайм, Лу Хэндман, Рой Турк.
Длительность: 114 мин.
Слоган: «They never imagined it would go this far».
Чтобы лучше понять влияние тюремных условий «как таковых» в 1971 году факультетом психологии Стэнфордского университета – крупнейшего гуманитарного университета США, под руководством Филиппа Зимбардо - был проведен эксперимент, в ходе которого двадцать специально отобранных самых «средних» и «нормальных» добровольцев 25-30 лет были помещены в искусственно созданные тюремные условия. Под «тюрьму» был переоборудован один из небольших коридоров Университета. Задачей являлось не создание точной копии тюрьмы, но создание условий, достаточно достоверно передающих атмосферу этого учреждения. Результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что большинство людей готовы причинить боль другим, следуя указаниям свыше. Приказ являлся в этой ситуацией единственным мотивом, при этом многие отказывались от своих слов и поступков по окончанию эксперимента. В начале 90-х Марио Джордано написал роман "Чёрный ящик" повествующий об этих событиях. В 2001 году на экраны вышел фильм Оливера Хиршбигеля с очень простым и лаконичным названием - "Эксперимент".
Двадцать мужчин "покупаются" на газетное объявление об участии в психологическом эксперименте - две недели под круглосуточным видеонаблюдением в искусственно созданной тюрьме. Кто будет надзирателем и заключённым станет известно в день начала эксперимента. Таксист Тарек (очередная удачная роль Морица Блябтроя, успевшего запомнится отечественному зрителю по "Беги, Лола, беги", "Достучаться до небес", "Лунный папа") решается на эту авантюру заглянув перед этим в редакцию газеты, в которой он не так давно трудился. Заручившись поддержкой главного редактора он покупает очки-видеокамеру, на которую будут засняты все самые интересные моменты добровольного заключения. В ночь перед началом эксперимента Тарек попадает в аварию. В его машину врезается девушка едущая с похорон отца. Любовь ли это с первого взгляда или попытка снять стресс - неизвестно, но они проводят ночь вместе. На утро она исчезает, превращая своё появление в мираж. Герой отправляется в подвал больницы, где должен будет провести ближайшие две недели. Две недели, которые изменят его представления о человеке…
Всё больше и больше убеждаешься, что жизнь подсказывает сюжеты на порядок интереснее любых фантазий сценаристов - профессионалов. Осознание того, что нечто подобное имело место в реальности, добавляет адреналина в кровь и заставляет нервничать не за "героев", а за реальных людей. Проще всего винить надзирателей за те зверства, которые они начнут учинять уже на второй (!!!) день эксперимента, при этом оставляя в стороне пассивность и страх заключённых. Выходит, люди поставленные, пусть на время, в разные условия и ограниченные разными рамками поведения, готовы наносить увечья тем, кому вчера рассказывали анекдоты и показывали пародии на Элвиса Пресли. Ошибка Тарека, за которую ему пришлось тяжело заплатить, заключалась в его непонимании всей реальности происходящих вокруг событий. Обритая и обоссаная голова, мытьё унитазов нательной рубашкой, заключение в сейф - всё это, лишь малая доля того, чем пришлось пожертвовать за "неправильное поведение".
"Эксперимент" ставит очень сложные и неудобные для современного человека вопросы, не давая при этом не то что ответов, а даже надежды на собственное оправдание. Два трупа из двадцати - таков результат этой попытки разобраться в человеческих чувствах, инстинктах и потребностях...
c2960 24 коммутатор catalyst.