Слово «феноменология», вынесенное в заглавие параграфа, означает в данном случае «совокупность феноменов»1. Феномен
— философская категория, служащая для обозначения явления, которое
постигается в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте.
Феномен противопоставляется «ноумену» — категории,
обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, не
сводима к ним, познается иным — опосредствованным — образом и требует
рациональных способов ее осмысления.
Ниже мы рассмотрим шесть групп различных феноменов, которые в разное время попадали в поле зрения психологов.
1. Если спросить новичка в психологии, какими явлениями занимается психология как наука, то он, скорее всего, скажет — психическими и при этом укажет на явления «внутреннего мира», точнее, явления сознания,
о которых мы все знаем по собственному опыту и можем отдавать себе
отчет. Эти явления представляются многим особенными, качественно
отличными, например, от физических или химических явлений (изучаемых
соответственно физикой и химией). Ведь физики и химики могут наблюдать
одни и те же явления (например, испарение воды при нагревании или
покраснение лакмусовой бумажки при помещении ее в кислоту) все вместе,
эти явления объективны, т.е. их существование и научное познание не зависят от субъективных переживаний того или иного исследователя2. Психические же феномены представляются, напротив, субъективными,
поскольку кажутся открытыми для «непосредственного» познания только
тому лицу, который их переживает, тогда как другой человек может
составить представление об этих явлениях только в том случае, если сам
переживет нечто подобное. Впервые влюбившись в кого-нибудь, подросток
думает, что никто никогда не переживал подобного чувства, и может
сказать своему товарищу: «Ты никогда не поймешь меня, потому что
никогда не любил». Можно, конечно, попытаться описать эти субъективные
переживания в дневнике или рассказе; при этом, несомненно, что-то
теряется (вспомним тютчевское: «Как сердцу высказать себя?..»), но
носитель данных переживаний убежден, что уж он-то лучше всех знает,
что творится у него в его внутреннем мире, «в его душе». Поэтому надо
(подсказывает нам здравый смысл) научиться описывать свои переживания
так, как это делали великие писатели-психологи, знатоки человеческих
душ, умевшие заглянуть «вовнутрь» и воссоздать внутренний мир субъекта.
Вспомним,
например, описания Л.Н.Толстым переживаний Николеньки Иртеньева, героя
повести «Детство», по поводу смерти горячо любимой им матери. Обратим
внимание на то, как ребенок во время ее похорон прекрасно различает,
что он на самом деле чувствует, а что хочет показать «для других»:
«Прежде и после погребения я не переставал плакать и был грустен, но
мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда
примешивалось какое-нибудь самолюбивое чувство: то желание показать,
что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на
других, то бесцельное любопытство, которое заставляло делать
наблюдения над Мими и лицами присутствующих. Я презирал себя за то,
что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался
скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и
неестественна. Сверх того, я испытывал какое-то наслаждение, зная, что
я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это
эгоистическое чувство больше других заглушало во мне истинную
печаль...» [123, 87].
Многие занимавшиеся научной психологией
различали, конечно, собственно научное познание внутреннего мира и
художественное его осмысление, но тем не менее были убеждены, что
психология как наука имеет огромное преимущество перед другими
науками: если в других науках сущность (ноумен) изучаемой реальности
нужно долго и опосредствованно выявлять через анализ и сопоставление
явлений (феноменов), то в психологии изучаемая реальность открыта для
непосредственного познания так, как никакая иная (т.е. сущность и
явление в психологии совпадают). Так, известный русский психолог Лев Михайлович Лопатин (1855 — 1920) писал: «Мы все познаем через призму нашего духа, но то, что совершается в самом духе, мы познаем без всякой посредствующей призмы. В противоположность явлениям физической природы, явления сознательной душевной жизни (а... только они являются прямым предметом психологического изучения) сознаются нами как они есть» [75, 9— 10].
Многие психологи считали, что для познания явлений сознательной жизни не существует иного метода, кроме метода интроспекции (от лат. introspecto
— смотрю внутрь). Интроспекция — это особый тип самонаблюдения, который
предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями,
происходящее в процессе их осуществления. «Психология не была бы
возможна, — писал другой известный русский психолог — Георгий Иванович Челпанов
(1862— 1936) в начале XX в., — если бы не было самонаблюдения» [136,
97], и приводил следующий пример, доказывающий это его утверждение.
Никто из присутствующих не видит непосредственно чувства печали,
которое испытывает некий человек, и лишь по «каплям прозрачной
жидкости», текущим из его глаз, по опустившимся углам рта и т.п.
присутствующие умозаключают об этом чувстве — и то только потому, что
сами когда-нибудь испытывали нечто подобное. Психологов, разделявших
подобные взгляды, называли психологами-интроспекционистами.
Данная
точка зрения кажется настолько правдоподобной и соответствующей
здравому смыслу, что она продержалась в научной психологии довольно
долго, несмотря на ее критику (см. историю интроспективной психологии
в главе 3). Однако за прошедшее с той эпохи время существенно
изменилось само понимание сознания и методов его изучения, хотя мы
по-прежнему говорим, что «явления сознания» выступают теми феноменами,
которые психолог, безусловно, должен включить в круг изучаемых им
явлений, и они изучаются в современной психологии, хотя уже и не с
позиций интроспекционизма.
2. Постепенно в психологической науке
накапливались факты, говорящие о том, что кроме сознательных явлений, о
которых субъект может дать себе отчет, существуют еще бессознательные (неосознаваемые)3 психические процессы.
О них субъект может даже не догадываться, но эти процессы играют
существенную роль в его поведении и определяют особенности его
сознательной психической жизни. Проявления бессознательного
психического очень многообразны (в главе 7 мы рассмотрим возможные
классификации бессознательных процессов в психологии). Приведем
примеры проявлений бессознательного, которые выступают второй (после
явлений сознания) областью эмпирического изучения в психологии. Мы
заимствуем эти примеры из знаменитой книги «Психопатология обыденной
жизни» великого австрийского психолога Зигмунда Фрейда (Freud,
1856—1939), который сыграл огромную роль в разработке путей
проникновения в бессознательную сферу нашей психики, создав свое
собственное направление в психологии — психоанализ.
З.
Фрейд был убежден в том, что в психической жизни не может быть ничего
случайного, т.е. ничем не обусловленного: любые ошибочные действия
(обмолвки, описки, забывание впечатлений и намерений, закладывание
куда-либо предметов и т.п.) являются результатом значимых для субъекта
желаний, которые остаются для его сознания скрытыми, и только
специальное толкование указанных ошибочных действий (в отдельных
случаях весьма трудное и долгое) может открыть их истинный смысл.
Здесь уже явление и сущность не совпадают: субъекту кажется, что он
хочет одного, тогда как на самом деле оказывается, что он желал совсем
другого, чаще всего противоположного.
Один из примеров З.Фрейд
заимствовал у своего коллеги доктора В. Штекеля. Тот говорит о себе,
что как врач никогда не руководствуется соображениями заработка и
всегда имеет в виду лишь интересы больного. Тем не менее оговорка,
которую он сделал однажды, открыла его истинные желания. Одна его
пациентка, пережившая тяжелую болезнь, наконец выздоравливает.
Радостный от того, что ей лучше, В.Штекель расписывает прелести ее
будущей жизни и прибавляет: «Если вы, на что я надеюсь, не скоро
встанете с постели». Причины этой обмолвки, признается доктор,
«очевидно, эгоистический бессознательный мотив — желание дольше лечить
эту богатую больную, желание, которое совершенно чуждо моему сознанию
и которое я отверг бы с негодованием» [132, 236].
А вот случай
из практики самого 3. Фрейда. Первого января он просматривает свою
записную книжку, чтобы выписать гонорарные счета больным, встречает в
ней июньскую запись о больном под таким-то именем — и не может
вспомнить, кто это такой. С большим удивлением он обнаруживает далее,
что он лечил этого больного довольно долго и посещал ежедневно.
З.Фрейд задается недоуменным вопросом: как и почему он мог забыть, что
это был за случай? С большим трудом он наконец вспомнил, что этим
больным была 14-летняя девочка, которой он поставил диагноз «истерия» и
лечение которой шло первоначально очень даже неплохо. Под влиянием
видимого улучшения родители девочки решили, что можно прекратить
лечение, хотя у нее еще наблюдались боли в животе (3. Фрейд расценил
их как проявления истерии). Но вскоре девочка умерла от саркомы
брюшных желез. З.Фрейд, по его собственным словам, «будучи ослеплен
шумными, но безобидными явлениями истерии, быть может, не заметил
первых признаков подкрадывавшейся неизлечимой болезни» [132, 254]. За
последние годы это был самый тяжелый случай из его практики, и
немудрено, что он был забыт.
В настоящее время психоанализ не
является единственным направлением в психологии, которое занимается
изучением бессознательных процессов. Многие школы так или иначе имеют
дело с бессознательным, хотя и истолковывают его иным образом, чем это
делалось и делается в психоаналитических работах.
Надо, однако,
отметить, что явления бессознательной психической жизни не даны нам
столь же «непосредственно» в самонаблюдении, как кажутся нам данными
явления сознательной психической жизни. До них нужно «докапываться» с
помощью особых методов, анализируя, в частности, изменения поведения
(см. приведенные выше примеры), сновидения субъекта, которые многие
называют измененными состояниями сознания, и т.п. Многие даже считают,
что бессознательные психические процессы нельзя, строго говоря,
называть явлениями — коль скоро они не даны нам в форме
«непосредственно переживаемой нами реальности». Это, скорее, скрытая
сущность определенных «лежащих на поверхности» вполне сознательных
явлений.
Чтобы снять возможные споры по этому вопросу на данном
этапе обучения, отметим, что противопоставление соотносительных
философских категорий (в том числе категорий «сущность» и «явление»)
имеет определенные границы, и одна и та же реальность при решении
разных научных задач может квалифицироваться и как «сущность», и как
«явление». В настоящем учебнике мы назвали бессознательные психические
процессы «психологическими феноменами» с целью подчеркнуть, что с
определенного момента они обратили на себя внимание психологов как
особая реальность, требующая эмпирического (как бы это эмпирическое
ни понималось) изучения.
3. В начале XX в. некоторые
американские психологи, не удовлетворенные субъективностью современной
им интроспективной психологии, предложили в качестве явлений, которые
могут быть изучены объективно, различные формы поведения.
Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и
животных) на стимулы (раздражители) из окружающей среды. Так возникло
мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом (от англ. behavio(u)r — поведение). Основатель этого направления Джон УотсонWatson,
1878 — 1958) писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом
психологии (человека) является поведение человека от рождения до
смерти... И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не
наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием,
чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не
считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии»
[126, 129-130].
Таким образом, бихевиористы предложили изучать
не явления сознания, которые, по их мнению, недоступны объективному
исследованию, а феномены поведения, которые могут наблюдаться
несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно.
Тем самым психология вставала в ряд таких наук, как физика, химия и
др., переставая быть «на особом положении». Бихевиористы предполагали
также, что, изучив закономерности поведения индивида, можно им
управлять и формировать в нужном обществу направлении.
Надо
отметить, что внешне наблюдаемое поведение, действительно, может
многое сказать о человеке. Вспомним, например, одного из персонажей
романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» — Максима Максимыча. Вот
он узнает, что подъехавшая коляска — его старого знакомого Печорина:
«Ну так!.. Так!.. Григорий Александрович? Так ведь его зовут?.. Мы с
твоим барином были приятели, — прибавил он, ударив дружески по плечу
лакея, так что заставил его пошатнуться». Вот он ожидает Печорина, а
тот все не идет: «Он наскоро выхлебнул чашку, отказался от второй и
ушел опять за ворота в каком-то беспокойстве... Уже было поздно и
темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча,
говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы; я повторил
приглашение, — он ничего не отвечал». Вот Максим Максимыч приходит
спать: «Он бросил трубку на стол, стал ходить по комнате, швырять в
печи, наконец лег, но долго кашлял, плевал, ворочался...
- Не клопы ли вас кусают? — спросил я. - Да, клопы... — отвечал он, тяжело вздохнув».
Вот,
наконец, он увидел Печорина: «Я обернулся к площади и увидел Максима
Максимыча, бегущего что было мочи... Через несколько минут он был уже
возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые
клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его;
колена его дрожали... он хотел кинуться на шею Печорину, но тот
довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку.
Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку
обеими руками: он еще не мог говорить» [71].
Поведение как
внешне наблюдаемая реальность, действительно, заслуживает изучения в
психологии. Однако далеко не всегда прямое изучение внешне наблюдаемого
может помочь психологу в истолковании реальных причин того или иного
человеческого поступка. Внешне одно и то же поведение может быть
вызвано самыми разными, скрытыми от прямого наблюдения мотивами,
поэтому изучение феноменов поведения в современной психологии
происходит гораздо более сложными методами, чем в классическом
бихевиоризме.
4. В свое время многие ученые обратили внимание и
на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без
понимания особенностей той общественной среды, в которой человек
воспитывался, и той культуры, которую человек усвоил. Еще в середине
XIX в. об этом говорил К. Маркс, определявший сущность человека как
«совокупность (ансамбль) всех общественных отношений». В конце XIX —
начале XX в. данные идеи распространились в социологии и этнографии
(Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль и др.). В 20-х гг. XX в. появились
психологические направления, для которых эти идеи стали центральными
(Л.С.Выготский, А. Н.Леонтьев и др.). Таким образом, в поле зрения
психологов попадают различные феномены общественных отношений
(экономических, политических, нравственных, религиозных и т.п.),
изучаемых кроме психологии множеством других наук. Психологи должны
использовать поэтому достижения этих наук в своих целях — для того, в
частности, чтобы понять конкретную социальную обусловленность тех или
иных особенностей психологии человека. Приведем примеры,
иллюстрирующие сказанное.
Известный российский
ученый-энциклопедист Ю.М.Лотман, рассматривая правила дуэльного
поведения русского дворянина рубежа XVIII и XIX вв., писал, что
участник дуэли не властен был остановить ее или изменить что-либо в
ней, поскольку дуэль имела своей целью восстановление чести, а для
дворянина честь была «основным законодателем» поведения [76].
Характерно, что если вначале, до поединка, дворянин мог не испытывать
неприязни к своему противнику (вспомним, например, дуэль Евгения
Онегина с Владимиром Ленским из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»),
то в процессе дуэли ее участник чувствует, как вдруг возникает желание
убить противника. В свое время состоялась дуэль А.С.Грибоедова с
будущим декабристом Якубовичем. Они стрелялись по правилам так
называемой четверной дуэли, согласно которым после противников должны
были стреляться их секунданты. Оба — и Якубович, и Грибоедов (они и
были секундантами) — не испытывали друг к другу неприязни, о чем они
заявили до начала дуэли. Тем не менее она состоялась, и после нее
Грибоедов признался (об этом сообщает его современник
Н.Муравьев-Карский), что «целился Якубовичу в голову и хотел убить его,
но что это не было первое его намерение, когда он на место стал»
[76, 175]. Так действующие в ту эпоху социокультурные нормы — в данном
случае дуэльного поведения — могли повлиять на чувства дуэлянтов и на
их динамику.
Без включения субъекта в общественные отношения
человеческая психика вообще не сформировалась бы. Об этом говорят
многочисленные случаи, когда находили детей, воспитывавшихся по разным
причинам животными и попавших в человеческую среду слишком поздно
(феномен «Маугли»). Они так и не стали людьми — многие из них
по-прежнему передвигались на четвереньках, ели сырое мясо, выли на
луну и т.п. Однако простое наличие общественной среды прямо не приводит
к формированию человеческой психики — ребенка нужно приобщать к
общественным ценностям в совместной со взрослым деятельности. «Маугли»
могут появляться и сегодня,-если родители не занимаются воспитанием
ребенка.
Известный российский психиатр М. И. Буянов приводил
такой случай: к нему попал мальчик 6 лет из неполной семьи
(отец-пьяница отказался от ребенка еще до его рождения). Мать была
тяжело больным человеком и занималась тем, что разводила дома и
продавала породистых собак. С четырех месяцев мальчика кормила собака
(мать отказывалась его кормить). Он сосал молоко собаки или пил из
бутылки, которую опять-таки приносила ему собака. Он ходил за ней на
четвереньках, оправлялся, как собака, играл со своей «приемной
матерью», брал в рот все подряд. После помещения в детский дом он не
выполнял никаких требований персонала, ел землю, сосал палки и т.п.
Если мать забирала его домой, опять начиналась его «собачья жизнь». При
этом явных признаков какого-либо психического заболевания у мальчика не
находили, но полноценным человеком он так и не стал, практически не
овладев человеческой речью и не приобретя человеческого опыта [12].
5.
Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде
всего в межличностном общении и совместной деятельности, которые
опосредствованы различными предметами материальной и духовной культуры (вообще говоря, понятия «общество» и «культура»4
Зачем
психологу обращаться к изучению предметов материальной и духовной
культуры? Потому что в них «опредмечены» человеческая деятельность,
человеческие представления о мире, его переживания и размышления, его
желания и стремления. Совокупность всех созданных человечеством
предметов выступает, по образному выражению К.Маркса, чувственно
представшей перед нами человеческой психологией [82]. Возьмем, к
примеру, средневековую архитектуру, в которой в специфической форме
воплощались представления человека Средних веков о мировом порядке и
которая, как отмечал П.Бицилли, выполняла одну из важнейших функций
Церкви — просветительство: «Готический собор, со своими сотнями и
тысячами статуй, барельефов и рисунков, изображающих... всю земную
жизнь с ее будничными заботами и повседневными трудами... всю историю
человечества от грехопадения до Страшного Суда, является великой
энциклопедией, "библией для неграмотных"» [цит. по.: 115, 63]. Даже
подверженность тем или иным оптико-геометрическим иллюзиям зависит от
культуры, в которой человек живет. Оптико-геометрическими иллюзиями
называются зрительные иллюзии, которые возникают у многих людей при
восприятии специально подобранных фигур, углов и линий. Примерами
являются иллюзия Ф. Мюллера-Лайера
(две одинаковые по длине стрелки с разным оперением — внутрь и наружу
— кажутся, как правило, разными по длине - вторая больше), горизонтально-вертикальная иллюзия
(одинаковые по длине линии, составляющие срединный перпендикуляр,
кажутся, как правило, неравными: вертикальная линия воспринимается
длиннее горизонтальной). Люди, выросшие в западном «прямоугольном» мире
(т.е. с упорядоченными прямоугольными объектами, прямыми линиями и
т.п.), больше подвержены, например, иллюзии Мюллера-Лайера, чем живущие
в ином — «непрямоугольном» мире [49]. Примеры воплощения человеческих
смыслов в формах духовной культуры (языке, искусстве и т.п.) будут
приведены нами ниже, при рассмотрении задач различных отраслей
психологии.
6. Наконец, в поле зрения психологов попадают различные психосоматические явления
(внешне-телесные и физиологические процессы, выражающие в той или иной
форме психические состояния). Говорят, М.И.Кутузов следовал при
подборе офицеров на должности младшего командного состава следующему
правилу: ввести офицера в реальный бой и посмотреть, каким будет его
лицо во время этого боя. Если лицо бледнеет — значит, человек
испытывает страх и его брать на должность командира нельзя; если
краснеет — значит, человек, по выражению А. С. Пушкина, испытывает
«упоение в бою и бездны мрачной на краю» и поэтому вполне пригоден для
командной должности. Научную основу под это житейское наблюдение подвел
крупнейший отечественный психофизиолог Е. Н. Соколов: он установил, что
покраснение лица (т.е. расширение кровеносных сосудов головы) является
признаком ориентировочного рефлекса, тогда как бледность лица
(сужение сосудов) говорит о наличии оборонительного рефлекса [108]. В
настоящее время психология располагает широким арсеналом различных
методик оценки психологического состояния человека по показателям его
физиологических реакций, о чем можно узнать из соответствующего курса
психофизиологии.
Таким образом, мы перечислили те феномены,
которые так или иначе попадали в разное время и в разных школах в поле
зрения психологов и выступали предметом эмпирического (опытного)
изучения. Правда, одни психологи не признавали, скажем, феноменов
бессознательной психической жизни (интроспекцио-нисты), а другие не
считали возможным эмпирически изучать сознание (бихевиористы), при
исследовании одной и той же реальности могли использоваться
принципиально разные методы, принимаемые одной школой и отвергаемые
другой, поэтому до сих пор многие психологические школы не могут
согласовать свои концепции друг с другом.
С нашей точки зрения,
во всех этих столь разнородных на первый взгляд феноменах есть нечто
общее — все они представляют собой проявления, формы существования
и/или результаты человеческой5 деятельности. В следующем
параграфе мы подробнее раскроем это положение, а также приведем краткие
определения понятия «деятельность» и других связанных с ним понятий. (
неразделимы). Они также заслуживают внимания психологов. К материальной
культуре относят обычно орудия труда, жилища, одежду и т.п., помогающие
человеку не только приспособиться к природным условиям, но и овладеть
ими, к духовной — прежде всего язык как средство общения и передачи
опыта и то «психологическое орудие» (Л.С.Выготский), с помощью
которого человек овладевает своими психическими процессами. К духовной
культуре относят также регулирующие человеческие взаимоотношения нормы
и ценности, произведения искусства, религиозные представления и обряды
и др. Надо отметить, однако, что разделение культуры на материальную и
духовную носит условный характер. Как справедливо заметил один из i
современных авторов, А.С.Кармин, «вся культура в целом духов на, потому
что она есть мир смыслов, т.е. духовных сущностей» [43, 317], и в то же
время она вся в целом материальна, «потому что представлена,
"материализована" в чувственно воспринимаемых кодах, в знаках и
текстах» [там же]. Поэтому под материальной культурой он предлагает
понимать «знаковую оболочку» всякой культуры, т.е. объективные,
материальные формы выражения культурных смыслов.
Это же слово имеет и другие значения; чаше всего им называется
философское направление XX в., создателем которого был немецкий философ
Э.Гуссерль.
Здесь мы даем самое распространенное (главным
образом, в естественных науках и в обыденной жизни) определение понятий
«объективное» и «субъективное»; существуют и иные определения этих
понятий (см. ниже).
В настоящем учебнике термины
«бессознательное» и «неосознаваемое» используются чаще всего как
синонимы (за исключением специально оговоренных случаев).
Определений культуры в настоящее время бесчисленное множество; один из
авторов насчитал таковых около 500 [43]. В целом под культурой
понимается «вторая природа», т.е. все созданное человечеством —
материальные и духовные «вещи», совокупность всех видов человеческой
деятельности, обычаев, верований и т.п. Культура фиксирует, таким
образом, приобретения человечества в процессе его общественного
развития и передает их от поколения к поколению.
Здесь мы
говорим о человеческой деятельности как главном объекте
психологического изучения; однако у животных есть свои специфические
формы деятельности, которые изучаются в зоопсихологии и сравнительной
психологии.