Г. С. Костюк Принцип развития в психологии
(Методологические и теоретические проблемы психологии.)
Личность развивается в связи с возникающими в ее жизни внутренними
противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде,
ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и
обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный
характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами еще не
становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом
индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу,
они становятся источником его активности, направленной на разрешение
внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения.
Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к
образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия,
преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего
разрешения, возникают задержки развития, «кризисные» явления, а в тех
случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности,— и
болезненные ее нарушения, психоневрозы (Мясищев, 1960).
Диалектический характер развития находит свое выражение в
становлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в
целом. Развитие познавательной деятельности характеризуется
диалектическими переходами от чувственных к понятийным ее формам.
Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее
эмоционально-волевой, потребностной сферы. Одним из основных внутренних
противоречий, по-своему проявляющихся на различных этапах развития
личности, является расхождение между возникающими у нее новыми
потребностями, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами,
необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни
личности первая ее сторона опережает вторую. Возникающие расхождения
побуждают личность к активности, направленной на усвоение новых, форм
поведения, овладение новыми способами действия. Они выявляются и
разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности
(СНОСКА: Психология личности и деятельности дошкольника М, 1965.)
Возникают противоречия между тенденцией к
инертности, стереотипии, устойчивости и тенденцией к подвижности,
изменчивости. В первой из них проявляется стремление живой системы к
сохранению испытанных и оправдавших себя связей, способов действия, во
второй—необходимость их модификации под влиянием новых жизненных
ситуаций. И. П. Павлов, отмечая важность инертности нервной системы,
писал, что без нее «мы жили бы секундами, моментами, у нас не было бы
никакой памяти, не было бы никакой выучки, не существовало бы никаких
привычек» (Павлов, 1952). Вместе с тем он подчеркивал и огромное
значение пластичности нервной системы, проявляющейся в образовании
свойств личности. Противоречия между этими двумя тенденциями
разрешаются путем выработки более совершенных способов регуляции
взаимодействия развивающегося индивида с окружающей средой,
характеризующихся динамической стереотипией, стабильностью. Такими
способами являются обобщенные знания, умение решать различные задачи,
возникающие в жизни личности, системы обобщенных и обратимых операций,
применяемых в различных ситуациях Выработка их характеризует
поступательное движение личности от низших к высшим уровням ее
интеллектуального развития. Обобщения складываются и в развитии
мотивационной сферы личности, обеспечивая устойчивую логику ее
поведения в изменяющихся жизненных ситуациях.
Движущие силы развития сами развиваются в ходе этого процесса,
приобретая на каждом его этапе новое содержание и новые формы своего
проявления. На начальных этапах развития противоречия между различными
тенденциями, возникающими в жизни личности, ею не осознаются, они для
нее еще не существуют. На более поздних этапах они становятся предметом
сознания и самосознания личности, переживаются ею в форме
неудовлетворения, недовольства собой, стремления к преодолению
противоречий. Новое возникает в старом посредством деятельности
субъекта.
Обучение и воспитание содействуют не только успешному преодолению
возникающих в жизни личности внутренних противоречий, но и их
возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи,
которые осознаются и принимаются ею, становятся целями и задачами ее
собственной деятельности. Возникают расхождения между ними и наличным у
личности уровнем овладения средствами их достижения, побуждающие ее к
самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и
воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них
мотивы, помогают личности находить соответствующие требованиям общества
и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к
самостоятельности, к самоутверждению. Подлинное управление развитием
личности требует знания этой сложной его диалектики, необходимого для
того, чтобы содействовать разрешению внутренних противоречий в нужном
для общества направлении.