Психология социального бытия Г.Г.Шпета. Предложенный
Корниловым путь развития отечественной психологии только на
основе марксистской методологии был не единственным,
разрабатывавшимся в те годы. В этот период была предпринята
попытка сформировать новую психологию, ориентированную на
философию и альтернативную как марксистской психологии, так
и науке о поведении.
Эта попытка была сделана учеником Челпанова и немецкого
философа Гуссерля (у которого он проходил стажировку в
Геттингенском университете) Густавом Густавовичем Шпетом
(1879-1937). В 1923 году Шпет стал вице-президентом ГАХНа
– Государственной академии художественных наук,
возглавив также и философскую секцию академии, которая
определяла ее научные ориентации. Психология социального
бытия, разрабатываемая Шпетом, предполагала анализ
социально-исторических причин, обусловливающих развитие
психики человека, в том числе его мышление и речь, его
индивидуальные и национальные психические особенности, а
также исследование, проблемы психологических основ
культуры, которая была особенно значима для Шпета.
Г.Г.Шпет еще в Киеве становится учеником Челпанова,
принимая активное участие в работе его психологического
семинара. После переезда Челпанова в Москву Шпет по его
приглашению также перебирается в этот город. Благодаря
Челпанову Шпет сразу же входит в редакцию журнала "Вопросы
философии и психологии" и в Московское психологическое
общество, в котором он начинает активную работу. Научные
дискуссии, которые велись в Психологическом обществе,
показали Шпету, что он не одинок в своей
неудовлетворенности теорией психологизма и
экспериментальной психологией, которые, с точки зрения
Лопатина и других ученых, не могли существовать без
философской методологической основы. В заседаниях
Московского психологического общества, как и в работе
редколлегии журнала, участвовали не только философы и
психологи, но и историки, лингвисты, искусствоведы. Таким
образом, еще в десятые годы у Шпета появляется пример
пользы и значения межпредметных связей, которые позже
станут одной из основ деятельности ГАХНа.
Важнейшим достижением академии явилось осуществление
того комплексного, межкультурного подхода, о котором писали
многие отечественные ученые – Кавелин, Веселовский,
Ковалевский, Ключевский, Грот. Однако уникальность позиции
ГАХНа проявилась не только в том, что она наиболее полно
выразила антропологизм и стремление к универсализму,
характерные для отечественной науки, но и в том, что в
основу философских исследований бытия было положено
изучение культуры, социального бытия, наиболее полным и
окончательным выражением которого, по мнению Шпета,
является искусство. Он считал, что именно в искусстве
соединяются действительность и наука, разорванные в
процессе познания, и философия искусства, таким образом,
становится философией "предельного бытия". В своих
программных докладах в академии "Границы научного
литературоведения" и "Искусство как вид знания" Шпет
доказывал, что будущее не только искусства, но и науки (в
том числе философии, психологии, эстетики) – в
межкультурном взаимодействии, на базе которого и будет
сформировано новое понимание, новое качество и науки, и
культуры, и жизни.
Творчество Шпета отличало стремление к созданию
универсальных научных методологических принципов,
объясняющих данные не только гуманитарных, но и
естественных наук.
Формирование этой методологии и находилось в центре
исследовательских интересов ученых ГАХНа. Однако в 1929
году ГАХН закрывают, а Шпет, как и многие другие
профессиональные психологи (в том числе и Челпанов),
остается без работы. В 1935 году его арестовывают и
высылают сначала в Енисейск, а потом в Томск, где он был
арестован вторично и, расстрелян в 1937 году.
Арестованы были и многие коллеги Шпета по академии.
Таким образом, попытка построения еще одной психологической
школы была резко пресечена (речь идет о педологии).
|