Л.С.Выготский: теория высших психических функций.
Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из
выдающихся русских психологов и философов. Считая
первоначально, что новая психология призвана
интегрироваться с рефлексологией в единую науку, Выготский
осуждал рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя
сознание, она выносила его за пределы телесного механизма
поведения. В статье "Сознание как проблема поведения"
(1925) он намечает план исследования психических функций,
исходя из их роли в качестве непременных регуляторов
поведения, которое у человека включает речевые компоненты.
Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и
сознанием, Выготский доказывает, что благодаря труду
происходит "удвоение опыта" и человек приобретает
способность "строить дважды: сперва в мыслях, потом на
деле".
Марксизм утверждал, что человек – природное
существо, но природа его социальна, и поэтому рассматривал
телесные, земные основы человеческого бытия как продукт
общественно-исторического развития. Разрыв между природным
и культурным привел в учениях о человеке к концепции двух
психологий, каждая из которых имеет свой предмет и
оперирует собственными методами.
Для естественнонаучной психологии сознание и его функции
причастны тому же порядку вещей, что и телесные действия
организма. Поэтому они открыты для строго объективного
исследования и столь же строго причинного
(детерминистского) объяснения.
Для другой психологии предметом является духовная жизнь
человека в виде особых переживаний, которые возникают у
него благодаря приобщенности к ценностям культуры, а
методом – понимание, истолкование этих переживаний.
Все помыслы Выготского были сосредоточены на том, чтобы
покончить с версией о "двух психологиях", которая
расщепляла человека.
Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс,
затем-речевую реакцию), Выготский усматривает в нем особого
социокультурного посредника между индивидом и миром. Он
придает особое значение его знаковой природе, благодаря
чему качественно меняется структура душевной жизни человека
и его психические функции (восприятие, память, внимание,
мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя знаки
языка как психические орудия, которые в отличие от орудий
труда изменяют не физический мир, а сознание оперирующего
ими субъекта, Выготский предложил экспериментальную
программу изучения того, как благодаря этим структурам
развивается система высших психических функций. Эта
программа успешно выполнялась им совместно с коллективом
сотрудников, образовавших школу Выготского.
В центре интересов этой школы было культурное развитие
ребенка. Наряду с нормальными детьми Выготский большое
внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения,
слуха, умственной отсталости), став основоположником особой
науки дефектологии, в разработке которой отстаивал
гуманистические ценности.
Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся
закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский
изложил в работе "Развитие высших психических функций",
написанной в 1931 году.
Принципиальное нововведение, сразу же отграничившее его
теоретический поиск от традиционной функциональной
психологии, заключалось в том, что в структуру функции
вводились особые регуляторы, а именно- знаки, которые
создаются культурой.
Знак (слово) – "психологическое орудие",
посредством которого строится сознание. Это понятие было
своего рода метафорой. Оно привносило в психологию
восходящее к Марксу объяснение специфики человеческого
общения с миром. Специфика заключается в том, что общение
опосредовано орудиями труда. Они изменяют внешнюю природу и
в силу этого – самого человека. Речевой знак, согласно
Выготскому, это также своего рода орудие. Но особое орудие.
Оно направлено не на внешний мир, а на внутренний мир
человека и преобразует его. Ведь прежде чем человек
начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое
психическое содержание. Этому "материалу", полученному от
более ранних уровней психического развития (элементарных
функций), психологическое орудие придает качественно новое
строение. И тогда возникают высшие психические функции, а с
ними вступают в действие законы культурного развития
сознания, качественно иного, чем "натуральное", природное
развитие психики (какое наблюдается, например, у животных).
Понятие о функции, выработанное функциональным
направлением, радикально изменялось. Ведь это направление,
усвоив биологический стиль мышления, представляло функцию
сознания по типу функций организма. Выготский сделал
решающий шаг из мира биологии в мир культуры. Следуя этой
стратегии, он приступил к экспериментальной работе по
изучению изменений, которые производит знак в традиционных
психологических объектах: внимании, памяти, мышлении.
Опыты, которые проводились на детях – как нормальных,
так и аномальных, побудили под новым углом зрения
интерпретировать проблему развития психики.
Новшества Выготского не ограничились идеей о том, что
высшая функция организуется посредством психологического
орудия. Не без влияния гештальтизма он вводит понятие о
психической системе. Ее компонентами являются
взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая
функция (память или мышление), но целостная система
функций. При этом в различные возрастные периоды
соотношение функций меняется. (Например, у дошкольника
ведущей функцией среди других является память, у школьника
– мышление.)
Развитие высших функций совершается в общении. Учтя
уроки Жане, Выготский трактует процесс развития сознания
как интериоризацию. Всякая функция возникает сначала между
людьми, а затем становится "частной собственностью"
ребенка. В связи в этим Выготский вступил в дискуссию с
Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи.
Выготский экспериментально показал, что эта речь, вопреки
Пиаже, не сводится к оторванным от реальности влечениям и
фантазиям ребенка. Она исполняет роль не аккомпаниатора, а
организатора реального практического действия. Размышляя с
самим собой, ребенок планирует его. Эти "мысли вслух" в
дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю
речь, сопряженную с мышлением в понятиях.
"Мышление и речь" (1934) – главная, обобщающая
книга Выготского. В ней он, опираясь на обширный
экспериментальный материал, проследил развитие понятий у
детей. Теперь на передний плац выступило значение слова.
История языка свидетельствует, как изменяется значение
слова от эпохи к эпохе. Выготским же было открыто развитие
значений слов в онтогенезе, изменение их структуры при
переходе от одной стадии умственного развития ребенка к
другой. Когда взрослые общаются с детьми, они могут не
подозревать, что слова, ими употребляемые, имеют для них
совершенно другое значение, чем для ребенка, поскольку
детская мысль находится на другой стадии развития и потому
строит содержание слов по особым психологическим законам.
Важность открытия этих законов для обучения и развития
маленького мыслителя очевидна. Выготский обосновал идею,
согласно которой "только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развитию". В связи с этим он ввел
понятие о "зоне ближайшего развития". Под ней имелось в
виду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может
решить самостоятельно или под руководством взрослого.
Обучение, создавая подобную "зону", и ведет за собой развитие.
В данном процессе внутренне сомкнуты не только мысль и
слово, но и мысль и движущий ею мотив (по терминологии
Выготского – аффект). Их интегралом является
переживание как особая целостность, которую Выготский в
конце своего рано оборвавшегося творческого пути назвал
важнейшей "единицей" развития личности. Он трактовал это
развитие как драму, в которой имеется несколько "актов"
– возрастных эпох.
Важное значение в развитии ребенка Выготский придавал
кризисам, которые тот испытывает при переходе от одной
возрастной ступени к другой.
Умственное развитие трактовалось Выготским как
нераздельно сопряженное с мотивационным (по его
терминологии – аффективным), поэтому в своих
исследованиях он утверждал принцип единства "аффекта и
интеллекта". Однако реализовать программу исследований,
анализирующих этот принцип развития, ему помешала ранняя
смерть. Сохранились лишь подготовительные материалы в виде
большой рукописи "Учение об эмоциях.
Историко-психологическое исследование". Основное содержание
исследования составляет анализ "Страстей души" Декарта
– работы, которая согласно Выготскому определяет
идейный облик современной психологии чувств с ее дуализмом
низших и высших эмоций. Выготский полагал, что перспектива
преодоления дуализма заложена в "Этике" Спинозы, однако
каким образом удастся перестроить психологию, опираясь на
философию Спинозы, он не показал.
Труды Выготского отличала высокая методологическая
культура. Изложение конкретных
экспериментально-теоретических проблем неизменно
сопровождалось философской рефлексией. Наиболее ярко это
сказалось как в работах о мышлении, речи, эмоциях, так и
при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в
начале XX века. Выготский полагал, что кризис имеет
исторический смысл. Его рукопись, которая была впервые
опубликована только в 1982 году (хотя написана в 1927
году), так и называлась – "Исторический смысл
психологического кризиса". Этот смысл, как считал
Выготский, заключался в том, что распад психологии на
отдельные направления, каждое из которых предполагает
собственное, несовместимое с другими понимание предмета и
методов психологии, закономерен. Преодоление этой тенденции
к распаду науки на множество отдельных наук требует
создания особой дисциплины "общей психологии" как учения об
основных общих понятиях и объяснительных принципах,
позволяющих этой науке сохранить свое единство. В таких
целях философские принципы психологии должны быть
перестроены и эта наука должна быть избавлена от
спиритуалистических влияний, от версии, согласно которой
главным методом в ней должно стать интуитивное понимание
духовных ценностей, а не объективный анализ природы
личности и ее переживаний.
В связи с этим Выготский намечает проект (также не
реализованный, как и многие другие его замыслы) разработки
психологии "в терминах драмы". Он пишет о том, что
"динамика личности – это драма". Драматизм выражен во
внешнем поведении в том случае, когда происходит
столкновение людей, исполняющих различные роли "на сцене
жизни". Во внутреннем плане драматизм связан, например, с
конфликтом между разумом и чувством, когда "ум с сердцем не
в ладу".
Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать
многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие
механизмы и законы культурного развития личности, развития
ее психических функций (внимания, речи, мышления,
аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным
вопросам формирования личности. Это существенно обогатило
практику обучения и воспитания детей. Идеи Выготского
получили широкий резонанс во всех науках, исследующих
человека, в том числе в лингвистике, психиатрии,
этнографии, социологии. Они определили целый этап в
развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют
свой эвристический потенциал.
|