Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии. Античный период. Ученый Основные идеи. Платон
(428 – 348 г. до н.э.) Родоначальник европейского идеализма, создал на
основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную
борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период
античности являлось учение Демокрита. Противник материализма. Ученик Сократа Познание - есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.
Он учил, что истинная реальность, которой он считал сферу вечных,
бестелесных, чуждых ему материальных идей, постигается устремленным к
этому высшему миру умозрений. Считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежит к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам. В своих учениях он ориентировался на математику.
Считал, что работа мышления отличается от ощущений не только по
характеру ее зависимости от объектов, но и по производимым субъектом
действий. Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) Полагал что
идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых
вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе
эмпирических исследований. В своих учениях он ориентировался на биологию. Душа – Это целесообразно работающая органическая система. – Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом. – Способ организации материального тела. Окончательно покончил с гилозоизмом – учением о одушевленности всех физических тел. Выделил четыре функции души: 1. Питательная, вегетативная – растительный мир. 2. Сенсомоторная – животный мир 3. Сенсомоторная – животный мир 4. Разумная – человеческий мир, человек. Учил, что каждый ситуации соответствует определенный – правильный аффект. Отвергал, что органом психики является мозг – поверхность больших полушариев не обладает чувствительностью. Учился у Платона. Воспитатель Александра Македонского.
Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА
- от греч. syllogistikos выводящий умозаключение), исторически первое,
созданное Аристотелем учение о логической дедукции. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении/ Колебался между материализмом и идеализмом; идеи: - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них; - источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный «ум»; - ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. - «ум», разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Августин (354 – 430 г. до н.э.) "Отец церкви”
Культивировал негативное отношение к реальному миру и интровертную
установку – человек должен остаться наедине с собой чтобы устремиться к
всевышнему. Проповедовал спонтанную активность души с телом с которым она соединена. Гераклит (530 – 470 г. до н.э.) Все вещи есть суть модификации огня. "По каким дорогам ты ни шел бы, не найдешь границ души, так глубок ее логос” Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется и безостановочно течет. Он полагал, что душа испаряется из влаги. Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души. Разделил психические и допсихические состояния в организме. Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания. Парменид (период расцвета 504-501 до н. э.) Основатель элейской школы. Провел принципиальное различие между чувственно познаваемым миром и миром умопостигаемым. чувственно познаваемый мир – текучий, зыбкий, вечно изменчивый. умопостигаемым мир – неподвижен, однороден, закончен.
Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и
вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно
воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера
«мнения»). Сформулировал идею тождества бытия и мышления. Анаксагор (500 – 428 г. до н.э.) Материалист.
Считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных
частиц, учил, что их движение упорядочивается благодаря уму. Он указывал
на начало, придающее процессам природы и человеческому поведению
(включая мышление) закономерный характер. Вывел, что сладкое, горькое и др. чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих. Выдвинул учение о неразрушимых элементах «семенах» вещей (позже названных гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы. Демокрит (460 – 370 г. до н. э.) Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Душа – лишь одна из разновидностей вещества среди других. Он отвергал бессмертие души. Один из основателей античной атомистики.
По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы неделимые
материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные,
неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте,
величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются
как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека;
истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. Сократ (470 – 399 г. до н.э.) Родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов Создатель понятия – диалектика – нахождение истины с помощью беседы. "Познай самого себя”
С помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику
найти истинный ответ – сократический метод, и тем самым привести его от
неопределенных представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых
предметов. В отличии от софистов у которых исходным пунктом было
отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к
самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти. Излагал свое учение устно. Цель философии самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Лукреций (99 – 55 г. до н.э.) Ученик Эпикура – последователя Демокрита. Вывел что дух это не тоже самое, что и душа. Душа, разновидность материи – активна, деятельна, способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи. Категорически отвергал что вся природа пронизана разумом. Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам разум. Гален (129 – 199) Вплотную подошел к понятию о сознании. В его учении термин "Распознавание” явился приемником термина – сознание в наше время. Создатель концепции – "зрительного акта” Плотин (203 – 269 г. до н.э.) Проповедовал абсолютную имматериальность души.
Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только
"вверх” – к божественному, и "вниз” – к неземному материальному миру, но
и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность. Индивидуальные души происходят от мировой души. Он понимал психическое действие любого уровня как чисто духовное. Память – это не запас впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях Основатель неоплатонизма. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики. Гиппократ (460 – 377 г. до н.э.) Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни Алкмеон Кротонский (6-5 вв. до н. э.) Мозг – есть орган души. Утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Представитель кротонской медицинской школы. Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы противоположностей. Проводил анатомо-физиологические исследования. Период феодального строя. Ученый Основные идеи. Ибм – Сине (980 – 1037) Поддержка учения о психофизиологических функциях. Выделил две психологии: 1. Естественно – научная 2. Метафизическая В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией. Создатель "Канона” Продвигал идею о независимости психики от мозга. Закарий Рази (865 – 925) Противник идей Галена. Призывал строить науку на наблюдении и эксперименте. Ибн аль – Хайсам (965 – 1039) Занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза. Подошел к органу зрения как к оптическому прибору. Изучил: • бинокулярное зрение • смещение цветов • контраст Ибн – Рошду (1126 – 1198) " … Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка”.
Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями,
коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать
божественный разум. Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума. Фома Аквинский (1225 – 1274) Душа – чистый субъект, не обладающий ни чем кроме способности сознавать. Бернардино Телезио (1509 – 1588) Разработал теорию аффектов. Полагал, что движение материи не может объяснить особое положение человека. Склонялся к тому, что душа – бессмертна. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) Дал понятие – "живопись”, и стал создателем науки живопись. Придавал большое значение строению и свойству двигательного аппарата. Воспевал высокое значение строения глаза. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики».
Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам
эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный
метод и в биологию. Утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения.
Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что
окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о
«всемирном потопе». Хуан Луис Вивес (1492 – 1540) Один из первых противопоставил эмпирико – психологическое познание метафизическим учениям о душе. Сформулировал закон ассоциации. Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными. Гомес Перейра (1500 – 1560) Отрицал существования души у животных. Животные ничего не слышат, не видят и вообще не чувствуют Не чувственные образы а знаки движут их поведением. Период учения XVII - XVIII века. Ученый Основные идеи. Френсис Бэкон
(1561 – 1626) Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл
идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение
становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг
обращаются к реальным явлениям, от умозрения – к эксперименту.
Решающую роль он придает эксперименту – не созерцанию и наблюдению, а
изменению явлений посредством действий с использованием инструментов,
орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично
открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных
приборов. Декарт (1596 – 1650) Определил новые понятия: тело – автомат – система, организованная по законам механики. душа – упорядочивание автомата – системы.
Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во
внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. Ввел понятие «страсть» или «аффект» – эмоциональное состояние + ощущения + представления. Лейбниц
(1646 – 1716) Считал, что в душе существует известное предрасположение,
благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные
истины. Произвел разделение психических явлений и представленость на
уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно
продолжается незаметная деятельность психических сил. Является родоначальником учения о психической причинности. Спиноза (1632 – 1677) Его идеи: Единственная субстанция – природа. Психическое мышление столь же реально, как и физическое. Вместе с Гоббсом выдвинули идеи: О принципиальной неотделимости души и тела, душа не самостоятельная по отношению к телу «начало» Предметом психологии познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность. Учение о психике – часть общего учения о материальном мире. Законы природы – есть строго причинные явления. Гоббс
(1588 – 1679) Пытался поставить вопрос – каким образом можно вывести
мыслительную активность из принципа механического воздействия. Единственная субстанция – природа.
Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся
материи. Дал точное определение понятию самосохранение – конечная цель к
которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден
наносить ущерб другому. Локк (1632 – 1704) Поддерживал Декарта. Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и рефлексии. Вывел термин «ассоциация» Гартли (1705 – 1757) Противник материализма. Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного. Его идеи: Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы.
Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения
мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме. Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью. Дейвид Юм (1711 – 1776) Провозгласили единственным объектом познания опыт. Отбросил рефлексию как источник познания. ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции + … + идеи.
Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке
«впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и
духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и
понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил
концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию
стоимости А. Смита. Учение Юма один из источников философии И. Канта,
позитивизма и неопозитивизма. Волей человека, по Юму, руководят
именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать
действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть).
Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии,
которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате
воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего
определенные душевные переживания Христиан Вольф (1679 – 1754) Приемленик Лейбница Первым преподнес понятие ПСИХОЛОГИЯ в Европу. Описал различные классы психических явлений и разделил их на иерархически расположенные группы. Томас Рид (1710 – 1796) «Шотландская школа»
Его теория – каждый человек рождается с запасом принципов и истин,
позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное,
дурное и хорошее. Дал понятие ощущение – простое состояние, которое существует в уме познающего. А. Н. Радищев (1749 – 1802) «…Бытие вещей независимо от силы познания о них»
Он налагал, будучи материалистическим монистом, что психические явления
совершаются в пространстве и воплощены в пространственных структурах.
Тем самым он отвергал противопоставление психического физическому по
признаку не протяженности. Придерживался, что формирование
умственных качеств индивида зависит не только от взаимодействия внешней
среды но и от телесной организации. Общие «достижения» для данного периода • Развитие учения о механизмах тела. • Развитие проблемы аффекта (страсти) – как телесное состояние, являющимся могучим регулятором психической жизни.
• Развитие учения о живом теле как механической системе, которая не
нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах
• Развитие понятия о сознании как присущей индивиду способности путем
внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, знание о собственных
психических состояниях и актах. • Развитие взаимосвязи физического и психического. XIX век. Ученый Основные идеи. Чарлз Белл (1774 – 1842) Создатель проекта «Новая анатомия мозга»
Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в
действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное
качество. Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы. В результате хирургических экспериментов установил различие в функциях нервов.
Он очень близко подошел к понятию рефлекторной природе чувственного
познания тем – что считал пространственный образ вещи складывается
благодаря непроизвольной деятельности глазных мышц. В 1811 установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозга
Провел работы по связи выразительных движений с функциями различных
отделов нервной системы. Внес существенный вклад в разработку
представлений о рефлексах и рефлекторной дуге. Обнаружил один из
защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании век оба глазных
яблока поворачиваются к верху. Маршал Холл Отделил рефлексы от движений. Рефлекс – такие акты, природа который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических моментов. Ф. Галль (1758 – 1828) Основатель науки френологии (наука о деятельности мозга). Произвел первые попытки «размещения» в извилинах больших полушариев все «умственные силы». Флуранс (1794 – 1867) Мозг – орган мысли. Экспериментальными способами впервые выяснил, что: • мозжечок – координирует движения • продолговатый головной мозг – это жизненный узел • четверохолмие – зрение • спиной мозг – возбуждение Томас Юнг
(1773 – 1829) Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида
волокон каждый из которых реагирует на свой световой луч. Карл Густав Юнг (1875-1961) Основатель «аналитической психологии».
Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н.
архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и
сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологи, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.). Огюстом Конт (1798 – 1857) В период его деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых – психологии не было. Внутренний мир станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва интроспективного анализа. Вод его влиянием образовалась социальная психология. Чольбе
(1819 – 1873) - утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень
желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму. - в
мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические
исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии
физиологической химии. - понимал сознание не как активное отражение
объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение
действительности; сторонник социального дарвинизма. Сочинения этих авторов способствовали развитию материалистического воззрения. За свой период научной деятельности эти германские ученые внесли лишь малую лепту в развитии психологии. Вульгарный материализм – мозг является не столько энергетической сколько информационной машиной. Ложность их позиции заключалась в ошибочном понимании мозга как машины. Иоганнес Мюллер (1801 – 1858) Рефлекс – есть деятельность психических моментов и примером тому служит – чихание, кашель.
Каждому органу чувств свойственна своя «специфическая энергия» –
скрытая в органе она разряжается под действием внешних стимулов. Брюстер (1781 – 1868) Создатели прибора по исследованию зрительного органа.
Выводом после изучения глаза был следующий – глаз нельзя рассматривать
как чисто оптический инструмент и как чисто анатомический орган. Л. Фейербах (1804 – 1872) Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию.
В центре философии Фейербаха человек, трактуемый как биологическое
существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение
человеческого духа, источник которого чувство зависимости человека от
стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в
стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви»
(человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Э. Пфлюгер (1829 – 1910) Экспериментально доказал несостоятельность рефлекторной концепции Холла. Доказал, что объективный подход у целесообразному поведению позвоночных требует сенсорной регуляции. Джеймс Раш (1786 – 1869) Произвел первую революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии. Его система строилась на двух фундаментальных принципах: 1. Отражение 2. Реальность действия Важную роль в структурировании человеческой психики отводил речевым знакам. Герман Гельмгольц
(1821 – 1894) Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил
процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного
импульса. Сторонник физиологического идеализма. Томас Лейкон (1812 – 1876) Физиология мозга является базисом для науки психического. Мозг – это рефлекторный аппарат. Рефлекс – психофизиологический, а не психический акт. В. Карпентер
(1813 – 1885) Вывел понятие о идеомоторном акте – движение которое
автоматически вызывается не раздражением нервных окончаний самих по
себе, а идеей, образом, психическим. Гегель (1770 – 1831) Утвердил принцип историзма в интерпретации сознания. Он считал процесс общественного развития объективацией духа. Самосознание – родовое, в неличностное начало, развивающегося отдельной личности. Его открытия: Сознание формируется в деятельности причем моделью, с которой он писал картину деятельности, служил труд. Различал четыре разновидности психологии: 1. Житейская 2. Национальная 3. Эмпирическая 4. Истинно философская психология Белинский В.Г. (1811 – 1848) Герцен А.И. (1812 – 1870) Добролюбов Н.А. (1836 – 1861) Чернышевкий Н.Г. (1828 – 1899) Убежденные материалисты. Отстаивали принцип детерминизма как незыблемую основу научного мировоззрения. Пытались доказать, что психические акты неотделимы от явлений. Психика – одна их форм жизнедеятельности. Густав Фехнер (1801 – 1887) Создатель психофизики. Идеи:
Психические явления подчинены определенной закономерности, которая
доступна опытному изучению и может быть выражена математическии. Он
утверждал, что сознание разлито по вселенной, небесные тела
воодушевлены, а материя лишь оборотная теневая сторона психического. Э.Г. Вебер (1795 – 1878) Открыл определенную математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями. Вильгельм Вундт (1832 – 1920) Под воздействием достижений физиологии органов чувств он выдвинул свою психологическую программу. Психология, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта постигаемый путем самонаблюдения! Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично. Контроль и порядок в исследовании сознания способны внести экспериментальные процедуры физиологии. Он считал, что в физиологии как таковой не содержится ни каких данных расширяющих возможность психологического объяснения. В его школе формировалась первое поколение профессиональных психологов.
Сравнивая его программы с другими выходит, что ее решающее преимущество
было связано с утверждением эксперимента в качестве главного рычага
превращения психологического знания в научное. Психология – наука опытная и экспериментальная Один из основоположников экспериментальной психологии. Центральную роль в душевной жизни отводил воле. Выдвинул концепцию «аналитической интроспекции». содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т. д. П.Ф. Лесгафт
(1837 – 1909) Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, он
разработал теорию физического образования, в качестве главной цели
которого утверждалась «сознательная физическая форма» Карлос Гросс
(1861 – 1946) Противопоставил учению о том что игра по своей сущности
является будто бы атавизмом, остаточным явлением. Согласно которой игра
обращена не к прошлому, а к бедующему и служит школой подготовки
организма к жизненным испытаниям. Г. Мюнстерберг (1863 – 1916) Предложил тесты для проф. ориентации и проф. отбора. Один из родоначальников тестологии - // сравнительная тестология Г.И. Россолимо
(1860 – 1928) Идея количественной оценки ингредиентов душевной жизни с
целью воссоздания ее индивидуального профиля у здоровой и больной
личности. Выделили 11 психических процессов который разделил на пять групп: • Внимание • Воля • Восприимчивость • Запоминание • Ассоциативные процессы Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) Российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы.
Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной
деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат
физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными
методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в
нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических
процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов
обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови.
Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии
труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды
Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории
познания. Предложил новый план в психологии – объективная наука. Открыл тормозные центры Истинный смысл его проекта – построить новую психологию на принципе детерминизма и объективном методе. «РУССКИЙ ПИОНЕР РЕФЛЕКСОЛОГИИ» Франц Брентано (1838 – 1917) Противник Вундта. Его кумир – Аристотель. Разработал план новой психологии об «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ».
Область психологии – это не сами по себе ощущения, или преставления, а
те акты которые производит субъект когда он превращает нечто в объект
осознания. Вне акта объект не существует. Он стоял у истоков направления – функции – анализа. Психология – наука опытная и наблюдательная. Блонский Павел Петрович (1884-1941), Резко критикует взгляды на человека как на неизменное существо. Поведение человека есть изменчивое явление. Оно выступает как производное общественных отношений. … поведение понятно лишь как история поведения. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти. Корнилов Константин Николаевич (1879-1957)
Психологические процессы – это свойство высокоорганизованной материи и
что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии.
Он считал что система современной психологии науки не должна замыкаться
в узкие рамки только индивидуальной психологии, а должна включать в
себя социальную психологию, основывающуюся на теории исторического
материализма. Возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма. Развивал идеи реактологии. В.М. Бехтерев (1857 – 1927) Основатель рефлексологии. Поддерживал Сеченова.
Нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли,
который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Изучал быстроту и форму протекания реакций. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) Основатель и директор первой в России Московского Психологического Института. Он стремился оторвать экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее материалистическую базу. Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии.
|