КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЛЕКЦИЯ № 1
Клиническая психология – это одно из
направлений современной психологии, ведущая отрасль, междисциплинарная область
дисциплины.
Отрасли:
- неврология;
- психофизиология;
- педагогика.
Психика – это та структура, которая
отражает мир. Термин «клиническая психология» переведен с греческого «клине» -
постель, больничная койка; близок к медицинской психологии. Профилактическая
сторона, взаимоотношение.
Клиническая психология – как предмет
означает деятельность специалистов в широкой области в прикладной психологии.
Деятельность включает в себя:
- диагностику отклонений (личностной сферы, интеллекта,
адаптация);
- психопрофилактика;
- психотерапия, психокоррекция;
- социальная реабилитация.
Структура клинической психологии
- Патопсихология (древняя сумма знаний).
- Психосоматика.
- Патопсихология детского возраста.
Когда говорили о личности – то идет речь о
психологической.
Психология аномального развития
исходит из патопсихологического детского возраста.
- Нейропсихология: а) клиническая нейропсихология –
локальные поражения мозга: травмы, гематомы, онкология. Диагностику и
восстановление делают нейрохирурги; б) нейропсихология детского
возраста – работают напрямую с нормой развития детей (способность
детей развиваться, как помочь ему развиться); с измененной, со страдающей
нормой; в) нейропсихология старчества – патологическая форма мозга,
когда человек уходит из своей деятельности; г) нормы; д) нейропсихология
индивидуальных различий; е) нейропсихология психологических процессов.
Деменция
– распад умственной деятельности.
-
нейропсихология речи;
-
нейропсихология памяти;
-
нейропсихология мышления;
-
нейропсихология письма;
-
нейропсихология счета;
-
нейропсихология восприятия.
Современная КП имеет новую тенденцию в
своем развитии. От естественнонаучной и нозецентрической (нозес – название
болезни) картины перешли к гуманитарно-личностной центрированной парадигме
(система взглядов).
Алкоголизм – это психиатрия.
Личность – это духовность,
которая связывает нас с миром.
Диагностика в современной КП направлена
на поиск всех сохранных, качественных,
развитых психических процессов, свойств и качеств личности. Выготский:
«Качественный процесс, освоенный подталкивает к развитию других процессов».
ИСТОРИЯ КП
КП своими корнями уходит в медицину. В
конце 19 века, 1860 г. Появились первые труды по КП (патопсихологии).
Э.Крепелин, Крейчмер, Брейер
(австро-германские врачи)– работа медицинской психологии.
Жане (франц.врач) 1890 г. –
работы посвящены исследованию внимания природных качеств на человека.
Шарко – водные процедуры
(направление воды).
З.Фрейд – конец 19 века.
В Европе и России параллельно
в 1885 году появились первые труды.
Бехтерев В.Н. – Петербург –
институт мозга, который сейчас возглавляет его дочь.
Лурия А.Р. – ученик Бехтерева –
основатель нейропсихологии, занимался психофизиологией, создал прибор «детектор
лжи».
Корчаков – Москва, 1886 г. –
опубликовал первые работы.
Юрьев Чиж – Прибалтика.
Павлов.
Сеченов – 1920 г.
Современная патопсихология.
Лурия А.Р., Зейгарник Б.В. –
открытие универсального метода «патопсихологический эксперимент».
Выготский Л.С.
Леонтьев А.Н.
Современный этап.
Цветкова Л.С., Хомская Е.Д. –
ученики Лурия.
Симярницка Э.Г.
Маскавичутс Л.И. – клиническая нейропсихология.
Корсакова Н.С.
Пылоева Н.М.
Охотина, Микадзе, Семикович А.В.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
В основе науки КП лежат
методологии.
I. Культурно-историческая теория
происхождения и обусловленности ВПП (высших психических процессов).
II. Формирование ВПП возможно только под
влиянием социального фактора и в деятельности. Человек ничего никогда не делает
вне психики.
III. Опосредованность психических
процессов человека в знаково-символической системе (язык, речь, в мышлении –
образы).
IV. Ведущую роль в организации в
развитии ВПФ и процессов человека играет речь.
V. Системный целостный подход к
исследованию психики человека.
VI. Приоритет понятия личности в подходе
к человеку, а именно к пациенту или клиенту.
ЗАДАЧИ КП
I.
Первая задача КП – это сохранение
здоровья людей (профилактика).
Метод – просветительская работа (делиться
знаниями).
Существует 2 вида задач: теоретические
и практические.
Теоретические: 1)
соотношение биологического и социального в психике человека; 2)
связь психики и мозга (проблема психики и мозга); 3)4) проблема развития и распада психики
в онтогенезе; 5) проблема нормы и патологии психического состояния; 6) соотношение между сознанием и
бессознательным процессом; 7)
исследование строения различных форм психической деятельности (восприятие,
мышление, деятельность, память и т.д.). психосоматические и соматопсихические корреляции.
Практические: 1)
сохранение здоровья (профилактика); 2)
клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач: а)
клиника нозологическая диагностика (психиатрическая клиника); б) топическая
психологическая диагностика (клиники локальных поражений мозга –
нейропсихология) – топика – узкое место
поражения; в) личностная или типологическая
диагностика (группа повышенного риска, психосоматических, нервно-соматических
расстройств); г) функциональная диагностика, проводится для оценки динамики
психического состояния (терапевтическое лечение); д) диагностика уровня психического и
интеллектуального развития (в детском и подростковом возрастах) при различных
аномалиях (и физических); е) диагностика в целях психологической коррекции. 3) Клинико-психологическая экспертиза.
Ее виды: а) врачебно-трудовая; б)
судебно-психиатрическая; в) военно-медицинская; г) психолого-педагогическая. 4) Клинико-психологические формы
воздействия: психокоррекция и психотерапия. 5) Социально-трудовая реабилитация больных и восстановление ВПФ.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Наука, изучающая нейромеханизмы ПФ.
Область знаний, изучающая вопрос взаимодействия мозга и психики. Знания в
нейропсихологии получены на материале локальных поражений мозга. Наука граничит
с такими областями как:
- нейрохирургия;
- психофизиология;
- психофармакология.
Задачи НП.
На практике связаны с
диагностикой нарушений ВПФ и восстановление их. Теоретические сферы и
применении НП расширяются.
- Определение норм или типологии.
- Развитие психики в онтогенезе.
Исследуются особенности нарушений психики при
пограничных состояниях ЦНС.
Нерешенные задачи в НП.
- Вопрос о гетерохронии ((от греч. heteros
различный, chronos время) - разновременность созревания разных
систем организма или разных признаков в пределах одной системы. В эволюции
человека под этим термином понимается также изменения сроков периодов
развития в ряду последовательных поколений, постепенно приводящие к
модификации исходных, "предковых" признаков.) морфогенеза мозга
(развитие тела).
- Об интегративности работы мозга и принципы системности в
работе обоих полушарий. Левое
полушарие может справляться с умственной деятельностью без правого.
- Морфо- и физиозакономерности протекания процессов.
- О роли мозга в формировании развития и распада
психической деятельности.
- Вопрос о локализации ВПФ (где территориально локально осуществляется
процесс).
Новое и уникальное, принесенное НП
Знания:
- О структурности ВПФ, их в соционенезе, их
гетерохронности развития.
- Факторный анализ.
Концептуальный аппарат
нейропсихологии.
Ведущие.
Состоит из 2 разделов: теоретического
и методологического (состоит из 3 учений: современные представления об учении
ВПФ).
Характеристики ВПФ
Что нового узнала психология о
ВПФ?
- ВПФ – общественно-исторического происхождения.
- Прижизненное формирование путем усвоения
социального опыта.
- Условия присвоения (овладения) знаниями – это предметная
деятельность общения, возникающая в форме внешнего сотрудничества, а затем
интериорезирующаяся.
- Общественный опыт формирует не только внешнюю предметную
деятельность, но и создает возможность человеку управлять своим внутренним
миром, то есть через сознание и поведение.
- Язык и речь не только главное средство в общении, но и
главное звено в опосредовании ВПФ, а с годами это средство познания себя и
окружающего мира.
- ВПФ в своем развитии проходят ряд этапов: от развернутой
внешней материальной деятельности с предметами и опорой на речь, до
внутреннего сокращения действий в уме. ВПФ имеют опосредованное строение,
главным звеном является речь.
I.
Главным звеном является речь, именно она переводит на
высший уровень организации. Слова, речь может замещать предметы, явления, их
качество в их отсутствии. Таким образом происходит опосредование ВПФ. Оно имеет
системное строение – это многоуровневое и многозначное образование.
II.
Концепция. Учение о функциональных системах как
психофизиологической основе психической деятельности (функций).
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Данное учение принадлежит
П.К..Анохину. ФС – это избирательное, динамическое, образование, состоящее из
значительного числа анатомических и физиологических компонентов, территориально
расположено в различных частях ЦНС. Однако, все они объединяются функционально
для выполнения общей задачи.
III.
Концепция. Учение о динамической и системной
локализации психических функций в головном мозге (в коре). Учение, которое
основывается на предоставленных о сложных структурах ВПФ и социогенезе этих
функций, их хроногенности (развитие во времени).
Теоретический раздел
Концепции.
I. Учение о факторе. Фактор
нейропсихологическй – это определенный принцип или механизм работы той или иной
сферы мозга.
Рис.1 – левое
полушарие коры головного мозга.
- Лобный фактор (локализуется в лобной части) –
отвечает за организацию, программирование, регулирование и контроль всей
психической деятельности человека. Регуляция идет всей физиологической
системы.
- Окустический фактор (Височный отдел) - два
механизма: 2а) фонематическое звукоразличение; 2б) фактор объема слуха
речевой памяти (словарный запас).
- Оптический фактор (затылочный отдел мозга) - формирование зрительного образа,
представление о мире. Автоматизируются знания, сохраняются в правом
полушарии.
- Пространственный фактор (локализуется в теменных
отделах мозга) – отвечает за осознание собственного тела. Соматопространственный
фактор.
- Кинетический фактор (локализуется в задних лобных
отделах) – отвечает за плавное
переключение.
- Кинестетический фактор (нижние теменные отделы,
постцентральные) – ощущения. Отделяет Ролондева борозда.
- Общединамический фактор – отвечает за управление
всей системой корковых процессов.
УЧЕНИЕ О НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СИМПТОМЕ
Симптом
– характеристика какого-то прочеса (единичного). Это нарушение или
дезинтеграция той или иной ВПФ вследствие нарушений в определенной зоне мозга.
Симптом представляет собой психологический, психический и
психофизиологическую структуру нарушенной функции. Нарушение одной и той же
функции может иметь различную локализацию из-за нарушения различных звеньев в
структуре этого процесса. Структура психической функции имеет вертикальное и
горизонтальное расположение в головном мозге. Симптоматика напрямую связана со
структурной и функциональной организацией мозга.
Три функциональных блока организации мозга:
- Энергетический – отвечает за регуляцию общей и
избирательной, не специфической активацией мозга (отвечают подкорковые
образования): ретикулярная формация, лимбическая система, медиобазальные
отделы коры, лобных и височных отделов головного мозга.
- Приема и переработки информации – включает в себя
анализаторные системы: зрительные, слуховые, кожно-кинестетические, корковые
отделы (теменные, височные, затылочный).
- Блок управления, организации, регуляции – лобные
доли.
Нейропсихологический синдром – избирательное
нарушение одной группы психических процессов, в структуру которых входит
нарушенный фактор при сохранении всех других ВПФ, в структуру которых этот
фактор не входит.
|