Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
22.11.2024, 06:32
Мой мир...
Главная Литература Регистрация Вход
Меню сайта



          
Главная » Файлы » Лекции

Клиническая психология
16.03.2010, 23:07

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ЛЕКЦИЯ № 1

 

       Клиническая психология – это одно из направлений современной психологии, ведущая отрасль, междисциплинарная область дисциплины.

Отрасли:

- неврология;

- психофизиология;

- педагогика.

 

       Психика – это та структура, которая отражает мир. Термин «клиническая психология» переведен с греческого «клине» - постель, больничная койка; близок к медицинской психологии. Профилактическая сторона, взаимоотношение.

      Клиническая психология – как предмет означает деятельность специалистов в широкой области в прикладной психологии.

       Деятельность включает в себя:

  1. диагностику отклонений (личностной сферы, интеллекта, адаптация);
  2. психопрофилактика;
  3. психотерапия, психокоррекция;
  4. социальная реабилитация.

 

Структура клинической психологии

 

  1. Патопсихология (древняя сумма знаний).
  2. Психосоматика.
  3. Патопсихология детского возраста.

     Когда говорили о личности – то идет речь о психологической.

        Психология аномального развития исходит из патопсихологического детского возраста.

  1. Нейропсихология: а) клиническая нейропсихология – локальные поражения мозга: травмы, гематомы, онкология. Диагностику и восстановление делают нейрохирурги; б) нейропсихология детского возраста – работают напрямую с нормой развития детей (способность детей развиваться, как помочь ему развиться); с измененной, со страдающей нормой; в) нейропсихология старчества – патологическая форма мозга, когда человек уходит из своей деятельности;               г) нормы; д) нейропсихология индивидуальных различий; е) нейропсихология психологических процессов.

 

Деменция – распад умственной деятельности.

 

-  нейропсихология речи;

-  нейропсихология памяти;

-  нейропсихология мышления;

-  нейропсихология письма;

-  нейропсихология счета;

-  нейропсихология восприятия.

       Современная КП имеет новую тенденцию в своем развитии. От естественнонаучной и нозецентрической (нозес – название болезни) картины перешли к гуманитарно-личностной центрированной парадигме (система взглядов).

Алкоголизм – это психиатрия.

Личность – это духовность, которая связывает нас с миром.

       Диагностика в современной КП направлена на поиск всех сохранных,  качественных, развитых психических процессов, свойств и качеств личности. Выготский: «Качественный процесс, освоенный подталкивает к развитию других процессов». 

 

ИСТОРИЯ КП

 

       КП своими корнями уходит в медицину. В конце 19 века, 1860 г. Появились первые труды по КП (патопсихологии).

Э.Крепелин, Крейчмер, Брейер (австро-германские врачи)– работа медицинской психологии.

Жане (франц.врач) 1890 г. – работы посвящены исследованию внимания природных качеств на человека.

Шарко – водные процедуры (направление воды).

З.Фрейд – конец 19 века.

 

В Европе и России параллельно в 1885 году появились первые труды.

Бехтерев В.Н. – Петербург – институт мозга, который сейчас возглавляет его дочь.

Лурия А.Р. – ученик Бехтерева – основатель нейропсихологии, занимался психофизиологией, создал прибор «детектор лжи».

Корчаков – Москва, 1886 г. – опубликовал первые работы.

Юрьев Чиж – Прибалтика.

Павлов.

Сеченов – 1920 г.

 

Современная патопсихология.

Лурия А.Р., Зейгарник Б.В. – открытие универсального метода «патопсихологический эксперимент».

Выготский Л.С.

Леонтьев А.Н.

 

Современный этап.

Цветкова Л.С., Хомская Е.Д. – ученики Лурия.

Симярницка Э.Г.

Маскавичутс Л.И. – клиническая нейропсихология.

Корсакова Н.С.

Пылоева Н.М.

Охотина, Микадзе, Семикович А.В.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

В основе науки КП лежат методологии.

I. Культурно-историческая теория происхождения и обусловленности ВПП (высших психических процессов).

II. Формирование ВПП возможно только под влиянием социального фактора и в деятельности. Человек ничего никогда не делает вне психики.

III. Опосредованность психических процессов человека в знаково-символической системе (язык, речь, в мышлении – образы).

IV. Ведущую роль в организации в развитии ВПФ и процессов человека играет речь.

V. Системный целостный подход к исследованию психики человека.

VI. Приоритет понятия личности в подходе к человеку, а именно к пациенту или клиенту.

 

ЗАДАЧИ КП

 

I. Первая  задача КП – это сохранение здоровья людей (профилактика).

 Метод – просветительская работа (делиться знаниями).

       Существует 2 вида задач: теоретические и практические.

Теоретические: 1) соотношение биологического и социального в психике человека;           2) связь психики и мозга (проблема психики и мозга); 3)4) проблема развития и распада психики в онтогенезе;      5) проблема нормы и патологии психического состояния; 6) соотношение между сознанием и бессознательным процессом; 7) исследование строения различных форм психической деятельности (восприятие, мышление, деятельность, память и т.д.). психосоматические и соматопсихические корреляции.

Практические: 1) сохранение здоровья (профилактика); 2) клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач: а) клиника нозологическая диагностика (психиатрическая клиника); б) топическая психологическая диагностика (клиники локальных поражений мозга – нейропсихология) – топика – узкое место поражения;       в) личностная или типологическая диагностика (группа повышенного риска, психосоматических, нервно-соматических расстройств); г) функциональная диагностика, проводится для оценки динамики психического состояния (терапевтическое лечение);     д) диагностика уровня психического и интеллектуального развития (в детском и подростковом возрастах) при различных аномалиях (и физических); е) диагностика в целях психологической коррекции. 3) Клинико-психологическая экспертиза. Ее виды:       а) врачебно-трудовая; б) судебно-психиатрическая; в) военно-медицинская; г) психолого-педагогическая. 4) Клинико-психологические формы воздействия: психокоррекция и психотерапия. 5) Социально-трудовая реабилитация больных и восстановление ВПФ.

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

 

      Наука, изучающая нейромеханизмы ПФ. Область знаний, изучающая вопрос взаимодействия мозга и психики. Знания в нейропсихологии получены на материале локальных поражений мозга. Наука граничит с такими областями как:

- нейрохирургия;

- психофизиология;

- психофармакология.

 

Задачи НП.

       На практике связаны с диагностикой нарушений ВПФ и восстановление их. Теоретические сферы и применении НП расширяются.

  1. Определение норм или типологии.
  2. Развитие психики в онтогенезе.

 Исследуются особенности нарушений психики при пограничных состояниях ЦНС.

 

Нерешенные задачи в НП.

  1. Вопрос о гетерохронии ((от греч. heteros различный, chronos время) - разновременность созревания разных систем организма или разных признаков в пределах одной системы. В эволюции человека под этим термином понимается также изменения сроков периодов развития в ряду последовательных поколений, постепенно приводящие к модификации исходных, "предковых" признаков.) морфогенеза мозга (развитие тела).
  2. Об интегративности работы мозга и принципы системности в работе обоих полушарий.  Левое полушарие может справляться с умственной деятельностью без правого.
  3. Морфо- и физиозакономерности протекания процессов.
  4. О роли мозга в формировании развития и распада психической деятельности.
  5. Вопрос о локализации ВПФ (где территориально локально осуществляется процесс).

 

Новое и уникальное, принесенное НП

 

Знания:

  1. О структурности ВПФ, их в соционенезе, их гетерохронности развития.
  2. Факторный анализ.

 

Концептуальный аппарат нейропсихологии.

Ведущие.

Состоит из 2 разделов: теоретического и методологического (состоит из 3 учений: современные представления об учении ВПФ).

 

Характеристики ВПФ

 

Что нового узнала психология о ВПФ?

  1. ВПФ – общественно-исторического происхождения.
  2. Прижизненное формирование путем усвоения социального опыта.
  3. Условия присвоения (овладения) знаниями – это предметная деятельность общения, возникающая в форме внешнего сотрудничества, а затем интериорезирующаяся.
  4. Общественный опыт формирует не только внешнюю предметную деятельность, но и создает возможность человеку управлять своим внутренним миром, то есть через сознание и поведение.
  5. Язык и речь не только главное средство в общении, но и главное звено в опосредовании ВПФ, а с годами это средство познания себя и окружающего мира.
  6. ВПФ в своем развитии проходят ряд этапов: от развернутой внешней материальной деятельности с предметами и опорой на речь, до внутреннего сокращения действий в уме. ВПФ имеют опосредованное строение, главным звеном является речь.

 

I.                   Главным звеном является речь, именно она переводит на высший уровень организации. Слова, речь может замещать предметы, явления, их качество в их отсутствии. Таким образом происходит опосредование ВПФ. Оно имеет системное строение – это многоуровневое и многозначное образование.

II.                Концепция. Учение о функциональных системах как психофизиологической основе психической деятельности (функций).

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

Данное учение принадлежит П.К..Анохину. ФС – это избирательное, динамическое, образование, состоящее из значительного числа анатомических и физиологических компонентов, территориально расположено в различных частях ЦНС. Однако, все они объединяются функционально для выполнения общей задачи.

      

III.             Концепция. Учение о динамической и системной локализации психических функций в головном мозге (в коре). Учение, которое основывается на предоставленных о сложных структурах ВПФ и социогенезе этих функций, их хроногенности (развитие во времени).

 

Теоретический раздел

 

Концепции.

I. Учение о факторе. Фактор нейропсихологическй – это определенный принцип или механизм работы той или иной сферы мозга.

 

 

Рис.1 – левое полушарие коры головного мозга.

 

  1. Лобный фактор (локализуется в лобной части) – отвечает за организацию, программирование, регулирование и контроль всей психической деятельности человека. Регуляция идет всей физиологической системы.
  2. Окустический фактор (Височный отдел) - два механизма: 2а) фонематическое звукоразличение; 2б) фактор объема слуха речевой памяти (словарный запас).
  3. Оптический фактор (затылочный отдел мозга) -  формирование зрительного образа, представление о мире. Автоматизируются знания, сохраняются в правом полушарии.
  4. Пространственный фактор (локализуется в теменных отделах мозга) – отвечает за осознание собственного тела. Соматопространственный фактор.
  5. Кинетический фактор (локализуется в задних лобных отделах) –  отвечает за плавное переключение.
  6. Кинестетический фактор (нижние теменные отделы, постцентральные) – ощущения. Отделяет Ролондева борозда.
  7. Общединамический фактор – отвечает за управление всей системой корковых процессов.

 

УЧЕНИЕ О НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СИМПТОМЕ

 

       Симптом – характеристика какого-то прочеса (единичного). Это нарушение или дезинтеграция той или иной ВПФ вследствие нарушений в определенной зоне мозга.

       Симптом представляет собой психологический, психический и психофизиологическую структуру нарушенной функции. Нарушение одной и той же функции может иметь различную локализацию из-за нарушения различных звеньев в структуре этого процесса. Структура психической функции имеет вертикальное и горизонтальное расположение в головном мозге. Симптоматика напрямую связана со структурной и функциональной организацией мозга.

 

       Три функциональных блока организации мозга:

  1. Энергетический – отвечает за регуляцию общей и избирательной, не специфической активацией мозга (отвечают подкорковые образования): ретикулярная формация, лимбическая система, медиобазальные отделы коры, лобных и височных отделов головного мозга.
  2. Приема и переработки информации – включает в себя анализаторные системы: зрительные, слуховые, кожно-кинестетические, корковые отделы (теменные, височные, затылочный).
  3. Блок управления, организации, регуляции – лобные доли.

 

Нейропсихологический синдром – избирательное нарушение одной группы психических процессов, в структуру которых входит нарушенный фактор при сохранении всех других ВПФ, в структуру которых этот фактор не входит.

 


Категория: Лекции | Добавил: Наталия | Теги: психосоматика, шпаргалки, клиническая, аномалии, развития, психология, история, статьи, методология, лекции
Просмотров: 9478 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz