ЛЕКЦИЯ № 2
Методы Нейропсихологии
Методы КП системны, научно обоснованы,
динамичны в исследовании, состоят из психологических методов, позволяют путем
анализа нарушений психических процессов с наибольшей точностью дать
характеристики тем психическим функциям и психической деятельности, которые в
норме не различимы. Нейропсихологический методы дали возможность разложить на
составляющие части психические процессы и далее определить принципы их
взаимодействия.
- Метод наблюдения.
- Беседа: - клиническая
- общая (для сбора данных)
- коррекционная
- просветительская
(консультация)
- Опрос – предусматривает большую выборку, не менее 1500 человек.
Представляет разные слои населения – этот метод массовый.
- Биографический – сбор анализа.
- Лонгитюдный.
- Срезовый метод – сегодняшнее состояние клиента.
- Психофизиологический.
- Ассоциативный анализ
- Тестирование (как дополнение к другому методу).
- Эксперимент.
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
«Патос» - страдание души, психики. Эта
отрасль изучает изменение психической деятельности при патологических
состояниях мозга, связанных с психическими или психосоматическими
заболеваниями. Психическое здоровье – здоровье личности, психологическое –
входит в физиологическое.
Все нарушения ВНД вызываются
заболеваниями мозга или тела и существенно изменяют психические процессы,
состояния и свойства человека.
Основатель ПП – Б.В.Зейгарник.
Основной метод исследования в ПП – это
патопсихологический эксперимент, предполагающий использование любой
диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы
познавательных процессов и отношения человека.
Отношения личности связаны с эмоциями
(Мясищев – многие его работы по неврозам).
3 критерия оценки состояния (Зейгарник):
1. Оценка эмоционального состояния человека и
эмоциональные отношения.
2. Критичность по отношению к
окружающим и самокритика (оценка собственных возможностей, адекватная оценка
здоровья и результатов своей деятельности).
3. Оценка продуктивности
деятельности человека.
Патопсихология разрабатывает теоретические
и практические знания и решает задачи.
Теоретические задачи.
- Исследовательская – разработка методов диагностики.
- Биологическая проблема – вопросы соотношения
биологического и социального.
- Социокультурные закономерности аномального развития.
- Индивидуальности личности и мотивационные факторы в
структуре и динамике патопсихологических синдромов.
Практические задачи.
- Профилактическая – превентивные методы (создание щадящей
атмосферы).
- Коррекционная – проведение коррекционно-развивающей
работы в детском возрасте и проведение психотерапевтической работы со
взрослыми.
- Диагностическая.
Основным диагностическим методом
является эксперимент. В него входят:
- Корректурная проба.
- Счет по Крепелину.
- Доски Сегена.
- Кубики Коса и т.д.
- Классификация предметов, 4-й лишний.
- Аналогии (простые, сложные, сравнение понятий).
- Соотношение пословиц, метафор, поговорок, крылатых
выражений.
- Опосредованное запоминание, заучивание 10 слов,
исследование долговременной и кратковременной памяти.
- Выбор ценностей, уровень притязаний, исследование
самооценки.
Патопсихологический
эксперимент
При его организации необходимо
соблюдать следующие правила:
- Моделирование той деятельности человека, которую он
осуществляет (в учебе, в общении, в игре, в труде).
- Необходимо обнаружить структуру не только нарушенных
процессов. Главное – описать все оставшиеся сохранные формы психической
деятельности. Это необходимо для будущей коррекционной работы.
- Построение экспериментальных приемов должно учитывать
возможности самого исследуемого. Дать возможность взаимодействия психолога
и клиента для того, чтобы выяснить, как исследуемый принимает помощь и
может ли ею воспользоваться (зона ближайшего развития).
- Экспериментально-психологические приемы направляются на
раскрытие качественных характеристик нарушения.
- Результаты эксперимента нужно точно и объективно
фиксировать (это возможно при обладании знаниями у психолога) – очень
важный этап!!!!
- Эксперимент должен выявить не только характеристики
умственной деятельности человека, но и его личностное отношение к
эксперименту. Нужно оценить его: мотивы, цели, отношение к себе, к
результатам работы, заинтересованность ею.
- Нужно и важно учитывать не только объем задания, но и
его осмысление. Не только количество ошибок, а причину их возникновения,
то есть качественный анализ дает возможность объективно оценить характер и
глубину поражения.
- Для высокой точности и объективности оценки результатов
проводится повторное исследование. В динамике можно изменить подбор
методов.
- Исследование строится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей. Многие методики модифицируются для разных
возрастных групп, для исследования различных нарушений.
ПСИХОПАТАЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
(психология аномального развития)
Эта область выделилась из общей ПП
сравнительно недавно. Сформировалась на стыке 2 направлений: детской психиатрии
и психологии. ППДВ имеет общие корни со специальной психологией, с возрастной,
с педагогикой.
Предмет ППДВ – изучение любых возможных
нарушений развития психики ребенка. Одной из центральных задач является
диагностика психического развития детей с нарушением этой сферы. Патопсихолог
должен установить уровень развития, соотнести его с возрастной нормой,
определить особенности данного ребенка и провести профилактическую работу
возникновения отклонений.
В детском возрасте изучаются особенности
отклонения в игровой деятельности, в
мышлении, в речи, в эмоциях и т.д. Психолог с одной стороны дает уточнение
диагноза лечащему врачу, а с другой – подбирает методы коррекции, являясь
коррекционным педагогом, дает рекомендации родителям.
Формы:
- Дизонтогенез психики – нарушение психического развития в
детском и подростковом возрастах. Причины: патология структур и функций
головного мозга (хрестоматия патопсихологии – Г.Е.Сухарева, 3 или 4
Лебединских, В.В.Ковалев, Г.К.Ушаков, Каннер и др.).
Классификация аномального
развития (В.В.Лебединский):
- Недоразвитие (умственная отсталость, олигофрения).
- Задержка развития.
- Поврежденное развитие (физические удары, инфекционные
заболевания – нарушение мозговой деятельности, наступает после 3 лет).
- Дифицитарное развитие (патологическое формирование
личности при аномальном физическом развитии).
- Искаженное развитие (шизофрения, аутизм).
- Дисгармоничное развитие (психопатия).
Недоразвитие –
патологическое состояние психики, при котором психическое развитие ребенка
ограничено по причине нарушений функций ЦНС. К этой форме относятся все дети с
олигофренией. Олигофрения бывает трех степеней:
1 степень – легкая степень
умственной отсталости, «дебильность» - около 75% от всех умственно отсталых
детей. Прогноз развития зависит от социальной адаптации и системы воспитания и
обучения.
2 степень - «имбицильность» - около 20% (инвалиды
детства).
3 степень – «идиотия», около 5%
(инвалиды детства).
Задержка развития – в
своем развитии ребенок догонит своих сверстников.
Искаженное развитие –
«шизофрения», сложное, многообразное заболевание. Неясная картина
происхождения. Формы различны, но есть общие закономерности с аутизмом:
- Искаженное восприятие окружающего мира: нарушение
мыслительных операций, человек не может объединить в целое и создать образ
предмета. Мышление дисгармонично.
- Своеобразие игровой деятельности и общения. Плохо идет
на контакт. Чаще хочет играть один. Игра без смысла. К 5 годам нет
сложностно-ролевых игр.
- Изменение эмоционально-волевой сферы. Подавленность.
Падает результативность обучения.
«Аутизм» - проявляется как полный
или частичный отказ от общения с окружающими людьми. В первую очередь в общении
с матерью. Болеют 20 человек на 10000.
Симптомы аутизма:
- Отсутствие эмоционального контакта с матерью и семьей с
младенчества.
- Эмоциональное безразличие, холодность.
- Частые капризы, если мамы нет рядом.
- Страх новизны (люди, пища, одежда).
- Расстройство речи.
- Недостаточность сомато-вегетативной и инстинктивной
сферы.
- Нарушение сна, аппетита.
- Отсутствие дифференциации «люди-предметы».
- Резкие реакции на изменение в обстановке (время сна,
кормления).
- Однотипность движений в игре (пустое перекладывание
предметов).
- Нарушение психомоторики (угловатые и неловкие движения).
- Задержка развития навыков самообслуживания.
- Мимическая бедность (лицо-маска).
- Взгляд мимо человека.
- Развитие автономной речи (сам с собой).
От 15-20 %
больных аутизмом развиваются с интеллектуальной нормой.
Психопатия –
нарушение характера. Существует до 10 видов.
ПСИХОСОМАТИКА
Выделилась из психопатии. Изменения
эмоционального жизненного уровня в отрицательном плане ведут к целому ряду
телесных нарушений.
ПС – направление исследований, изучающие
влияние психических факторов на возникновение, этиологию, течение соматических
заболеваний.
Выделяется
ряд вариантов развития психосоматических заболеваний:
- Ситуативный (первично психогенный, то есть он порождает
соматическое заболевание) – постстрессовая ситуация, мы не справляемся с
проблемой, со стрессом.
- Личностный – измененный вид психологического
реагирования, хроническое эмоциональное напряжение.
- Психопатологический – основная причины генотипические (наследственные)
центрального аппарата эмоций.
- Церебральный –органические заболевания мозга.
- Соматический – оценивание своего тела, ощущение
неполноценности (в случаях отсутствия конечностей, шрамов, после аварий и
т.д). Это разрушает психику.
Частные проявления
психосоматических расстройств:
- Нарушение в работе желудочно-кишечного тракта,
пищеварительной системы.
- Кожные проявления (экземы, аллергия).
- Нарушение опорно-двигательной системы.
- Нарушение эндокринной системы (диабет, онкология).
- Респираторные нарушения (астма).
- Сердечно-сосудистые.
- Ятрогения – внушенная болезнь.
Причины психосоматических
заболеваний:
- Неблагополучные отношения в диаде: мать и дитя.
- Семья – общение в семье.
- Эмоциональное состояние и эмоциональное отношение.
Сама личность (у взрослых людей).
|