Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
22.11.2024, 06:46
Мой мир...
Главная Литература Регистрация Вход
Меню сайта



          
Главная » Файлы » Лекции

Клиническая психология
16.03.2010, 23:15

ЛЕКЦИЯ № 2

Методы Нейропсихологии

      Методы КП системны, научно обоснованы, динамичны в исследовании, состоят из психологических методов, позволяют путем анализа нарушений психических процессов с наибольшей точностью дать характеристики тем психическим функциям и психической деятельности, которые в норме не различимы. Нейропсихологический методы дали возможность разложить на составляющие части психические процессы и далее определить принципы их взаимодействия.

  1. Метод наблюдения.
  2. Беседа: - клиническая

                   - общая (для сбора данных)

                   - коррекционная

                   - просветительская (консультация)

  1. Опрос – предусматривает большую выборку, не менее 1500 человек. Представляет разные слои населения – этот метод массовый.
  2. Биографический – сбор анализа.
  3. Лонгитюдный.
  4. Срезовый метод – сегодняшнее состояние клиента.
  5. Психофизиологический.
  6. Ассоциативный анализ
  7. Тестирование (как дополнение к другому методу).
  8. Эксперимент.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

       «Патос» - страдание души, психики. Эта отрасль изучает изменение психической деятельности при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или психосоматическими заболеваниями. Психическое здоровье – здоровье личности, психологическое – входит в физиологическое.

       Все нарушения ВНД вызываются заболеваниями мозга или тела и существенно изменяют психические процессы, состояния и свойства человека.

       Основатель ПП – Б.В.Зейгарник.

       Основной метод исследования в ПП – это патопсихологический эксперимент, предполагающий использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов и отношения человека.

     Отношения личности связаны с эмоциями (Мясищев – многие его работы по неврозам).

3 критерия оценки состояния (Зейгарник):

1.  Оценка эмоционального состояния человека и эмоциональные отношения.

2. Критичность по отношению к окружающим и самокритика (оценка собственных возможностей, адекватная оценка здоровья и результатов своей деятельности).

3. Оценка продуктивности деятельности человека.

     Патопсихология разрабатывает теоретические и практические знания и решает задачи.

Теоретические задачи.

  1. Исследовательская – разработка методов диагностики.
  2. Биологическая проблема – вопросы соотношения биологического и социального.
  3. Социокультурные закономерности аномального развития.
  4. Индивидуальности личности и мотивационные факторы в структуре и динамике патопсихологических синдромов.

Практические задачи.

  1. Профилактическая – превентивные методы (создание щадящей атмосферы).
  2. Коррекционная – проведение коррекционно-развивающей работы в детском возрасте и проведение психотерапевтической работы со взрослыми.
  3. Диагностическая.

       Основным диагностическим методом является эксперимент. В него входят:

  1. Корректурная проба.
  2. Счет по Крепелину.
  3. Доски Сегена.
  4. Кубики Коса и т.д.
  5. Классификация предметов, 4-й лишний.
  6. Аналогии (простые, сложные, сравнение понятий).
  7. Соотношение пословиц, метафор, поговорок, крылатых выражений.
  8. Опосредованное запоминание, заучивание 10 слов, исследование долговременной и кратковременной памяти.
  9. Выбор ценностей, уровень притязаний, исследование самооценки.

Патопсихологический эксперимент

При его организации необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Моделирование той деятельности человека, которую он осуществляет (в учебе, в общении, в игре, в труде).
  2. Необходимо обнаружить структуру не только нарушенных процессов. Главное – описать все оставшиеся сохранные формы психической деятельности. Это необходимо для будущей коррекционной работы.
  3. Построение экспериментальных приемов должно учитывать возможности самого исследуемого. Дать возможность взаимодействия психолога и клиента для того, чтобы выяснить, как исследуемый принимает помощь и может ли ею воспользоваться (зона ближайшего развития).
  4. Экспериментально-психологические приемы направляются на раскрытие качественных характеристик нарушения.
  5. Результаты эксперимента нужно точно и объективно фиксировать (это возможно при обладании знаниями у психолога) – очень важный этап!!!!
  6. Эксперимент должен выявить не только характеристики умственной деятельности человека, но и его личностное отношение к эксперименту. Нужно оценить его: мотивы, цели, отношение к себе, к результатам работы, заинтересованность ею.
  7. Нужно и важно учитывать не только объем задания, но и его осмысление. Не только количество ошибок, а причину их возникновения, то есть качественный анализ дает возможность объективно оценить характер и глубину поражения.
  8. Для высокой точности и объективности оценки результатов проводится повторное исследование. В динамике можно изменить подбор методов.
  9. Исследование строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Многие методики модифицируются для разных возрастных групп, для исследования различных нарушений.

 

ПСИХОПАТАЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

(психология аномального развития)

       Эта область выделилась из общей ПП сравнительно недавно. Сформировалась на стыке 2 направлений: детской психиатрии и психологии. ППДВ имеет общие корни со специальной психологией, с возрастной, с педагогикой.

      Предмет ППДВ – изучение любых возможных нарушений развития психики ребенка. Одной из центральных задач является диагностика психического развития детей с нарушением этой сферы. Патопсихолог должен установить уровень развития, соотнести его с возрастной нормой, определить особенности данного ребенка и провести профилактическую работу возникновения отклонений.

       В детском возрасте изучаются особенности отклонения в игровой деятельности,  в мышлении, в речи, в эмоциях и т.д. Психолог с одной стороны дает уточнение диагноза лечащему врачу, а с другой – подбирает методы коррекции, являясь коррекционным педагогом, дает рекомендации родителям.

Формы:

  1. Дизонтогенез психики – нарушение психического развития в детском и подростковом возрастах. Причины: патология структур и функций головного мозга (хрестоматия патопсихологии – Г.Е.Сухарева, 3 или 4 Лебединских, В.В.Ковалев, Г.К.Ушаков, Каннер и др.).

Классификация аномального развития (В.В.Лебединский):

  1. Недоразвитие (умственная отсталость, олигофрения).
  2. Задержка развития.
  3. Поврежденное развитие (физические удары, инфекционные заболевания – нарушение мозговой деятельности, наступает после 3 лет).
  4. Дифицитарное развитие (патологическое формирование личности при аномальном физическом развитии).
  5. Искаженное развитие (шизофрения, аутизм).
  6. Дисгармоничное развитие (психопатия).

Недоразвитие – патологическое состояние психики, при котором психическое развитие ребенка ограничено по причине нарушений функций ЦНС. К этой форме относятся все дети с олигофренией. Олигофрения бывает трех степеней:

1 степень – легкая степень умственной отсталости, «дебильность» - около 75% от всех умственно отсталых детей. Прогноз развития зависит от социальной адаптации и системы воспитания и обучения.

2 степень  - «имбицильность» - около 20% (инвалиды детства).

3 степень – «идиотия», около 5% (инвалиды детства).

Задержка развития – в своем развитии ребенок догонит своих сверстников.

Искаженное развитие – «шизофрения», сложное, многообразное заболевание. Неясная картина происхождения. Формы различны, но есть общие закономерности с аутизмом:

  1. Искаженное восприятие окружающего мира: нарушение мыслительных операций, человек не может объединить в целое и создать образ предмета. Мышление дисгармонично.
  2. Своеобразие игровой деятельности и общения. Плохо идет на контакт. Чаще хочет играть один. Игра без смысла. К 5 годам нет сложностно-ролевых игр.
  3. Изменение эмоционально-волевой сферы. Подавленность. Падает результативность обучения.

«Аутизм» - проявляется как полный или частичный отказ от общения с окружающими людьми. В первую очередь в общении с матерью. Болеют 20 человек на 10000.

Симптомы аутизма:

  1. Отсутствие эмоционального контакта с матерью и семьей с младенчества.
  2. Эмоциональное безразличие, холодность.
  3. Частые капризы, если мамы нет рядом.
  4. Страх новизны (люди, пища, одежда).
  5. Расстройство речи.
  6. Недостаточность сомато-вегетативной и инстинктивной сферы.
  7. Нарушение сна, аппетита.
  8. Отсутствие дифференциации «люди-предметы».
  9. Резкие реакции на изменение в обстановке (время сна, кормления).
  10. Однотипность движений в игре (пустое перекладывание предметов).
  11. Нарушение психомоторики (угловатые и неловкие движения).
  12. Задержка развития навыков самообслуживания.
  13. Мимическая бедность (лицо-маска).
  14. Взгляд мимо человека.
  15. Развитие автономной речи (сам с собой).

От 15-20 % больных аутизмом развиваются с интеллектуальной нормой.

Психопатия – нарушение характера. Существует до 10 видов.

ПСИХОСОМАТИКА

       Выделилась из психопатии. Изменения эмоционального жизненного уровня в отрицательном плане ведут к целому ряду телесных нарушений.

      ПС – направление исследований, изучающие влияние психических факторов на возникновение, этиологию, течение соматических заболеваний.

      Выделяется ряд вариантов развития психосоматических заболеваний:

  1. Ситуативный (первично психогенный, то есть он порождает соматическое заболевание) – постстрессовая ситуация, мы не справляемся с проблемой, со стрессом.
  2. Личностный – измененный вид психологического реагирования, хроническое эмоциональное напряжение.
  3. Психопатологический – основная причины  генотипические (наследственные) центрального аппарата эмоций.
  4. Церебральный –органические заболевания мозга.
  5. Соматический – оценивание своего тела, ощущение неполноценности (в случаях отсутствия конечностей, шрамов, после аварий и т.д). Это разрушает психику.

Частные проявления психосоматических расстройств:

  1. Нарушение в работе желудочно-кишечного тракта, пищеварительной системы.
  2. Кожные проявления (экземы, аллергия).
  3. Нарушение опорно-двигательной системы.
  4. Нарушение эндокринной системы (диабет, онкология).
  5. Респираторные нарушения (астма).
  6. Сердечно-сосудистые.
  7. Ятрогения – внушенная болезнь.

Причины психосоматических заболеваний:

  1. Неблагополучные отношения в диаде: мать и дитя.
  2. Семья – общение в семье.
  3. Эмоциональное состояние и эмоциональное отношение.
Сама личность (у взрослых людей).
Категория: Лекции | Добавил: Наталия | Теги: шпаргалки, психосоматика, клиническая, аномалии, развития, психология, история, статьи, методология, лекции
Просмотров: 1571 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz