ЛЕКЦИЯ № 7
Профессиональная консультация
1. Понятие профессиональной консультации
Профессиональная консультация в основном
предназначена для молодежи с целью профессиональной ориентации, с учетом
характерных особенностей, темперамента, склонностей, интересов, возможностей и
потребностей индивида Понятие «консультирование» употребляется не только в
психологии труда, но и во многих других сферах и отраслях. Например, его можно
применить и рассматривать как особый вид отношений помощи, как психологический
процессе Консультирование также можно рассматривать с точки зрения его целей и
задач.
Профессиональная консультация несет
просветительскую цель, позволяя вникнуть в суть различных профессий, содержание
трудового процесса, требования к работникам и перспективы развития отрасли в
целом, статус профессии и механизм получения образования в рамках определенной
трудовой деятельности В современной России профессиональная консультация
необходима не только молодежи, но и людям, оставшимся без работы Переориентация
безработных является важным аспектом профессионального консультирования,
поскольку позволяет интегрировать человека в профессиональное сообщество.
Можно выделить три основные функции
профессиональной консультации: диагностическую, информационную и коррекционную.
Диагностическая функция предназначена
для обследования состояния здоровья и степени развитости у человека
психологических характеристик, которые должны соответствовать требованиям
профессии.
Информационная функция предназначена для
информирования школьников о конкретных профессиях, особенностях той или иной
профессии и способах реализации профессиональных планов.
Коррекционная функция заключается в том,
что дает рекомендации оптанту по соответствующей сфере профессиональной
деятельности и конкретным профессиям в ней и корректирует профессиональные
планы в случае, если профессиональные требования не соответствуют личностным
качествам.
Профессиональная консультация проводится
в несколько этапов:
1) коммуникативный этап основывается на
установлении контакта с оптантом и формировании у него положительных эмоций по
отношению к консультированию. Эффективность данного этапа зависит от
коммуникативных навыков и умений, а также степени психологического такта
консультанта;
2) психодиагностический этап профессионального
консультирования заключается в том, что основной акцент делается на
исследовании и оценке уровня выраженности психологических и
психофизиологических характеристик у оптанта (исследуются мотивационная сфера
личности, способности и особенности, самооценка и подготовленность личности);
3) коррекционный этап предполагает
работу с оптантом и соотнесение его с определенной профессиональной сферой,
наиболее подходящей для него, соответствующей его способностям и личностным
интересам, качествам Эффективность профессиональной консультации зависят от
соблюдения консультантом ряда этических принципов и уровня его профессиональной
подготовленности.
2. Цель профессиональной консультации
К основным целям профессионального
консультирования можно отнести: оптимизацию возможностей, потребностей и
интересов индивида в рамках профессионального самоопределения Особенно важна
профессиональная консультация в период окончания образовательных учреждений
Кроме того, профессиональное консультирование предоставляет информацию о
статусных характеристиках профессии, ее возможностях и сложностях, соответствии
определенных данных кандидата требованиям профессии.
Консультанты делают основной акцент на
повышении личной ответственности клиента по отношению к его собственной жизни.
Консультантам легче работать с клиентом,
если они смогли научить своих клиентов помогать самим себе и быть более
уверенными в принятии собственных решений, а это означало бы, что клиент сам
смог бы стать консультантом для себя и сам определить сферу, в которой хочется
работать всю жизнь или, по крайней мере, получить образование по наиболее
интересующей профессии.
Задачами профессионального
консультирования являются диагностика особенностей личностных качеств и
способностей оптанта, его мотивов и характерологических особенностей, показ
психологической цены освоения профессии, оказание помощи в выборе профессии и
т. д.
3. Информирование о различных
специальностях
Информирование о различных
специальностях особенно актуально в период окончания школы и выбора профессии и
тесно связано с понятием профессиональной пригодности, что включает:
1) информацию об учебных заведениях,
которые занимаются подготовкой профессионалов по какой-либо специальности;
2) информацию о востребованности
специалистов различных профессий на рынке труда;
3) информацию о реалиях деятельности
специалистов различных профессий;
4) информацию о средней заработной плате
специалистов;
5) информацию о возможности
самореализации и карьерного роста в выбранной профессии.
Информация о различных специальностях
обычно предоставляется специалистами центров по трудоустройству либо
представителями учебных заведений. Особенно важно, чтобы человек, стоящий перед
выбором будущей профессии, осознавал выбранную специальность в комплексе
профессиональных факторов: свою собственную профессиональную пригодность,
интерес к данной профессии, возможности трудоустройства по выбранной
специальности.
4. Профессиональная пригодность
Профессиональная пригодность в основном
определяется совокупностью индивидуальных особенностей индивида, которые влияют
на успешность освоения какой-либо трудовой деятельностью и эффективность ее
выполнения.
Профпригодность отражает реальный
уровень развития профессионально значимых качеств человека, которые свойственны
конкретной трудовой деятельности. Профпригодность определяется уровнем
удовлетворенности трудом, его процессом и результатами. На сегодняшний день
удовлетворенность трудом и своей профессией зависит не только от самого
процесса, но и от внешних факторов. К
такого рода факторам относятся условия деятельности, сложившийся микроклимат в
коллективе, мотивационный уровень, престиж профессии, вовлеченность в профессию
и т. д.
Понятие «профессиональная пригодность»
используется только для характеристики человека с позиции его соответствия
требованиям трудовой деятельности. Профессиональная пригодность к определенной
выбранной трудовой деятельности непосредственно отражает, насколько человек
видит себя в этой профессии, комфортно ли ему осознавать себя в данной среде,
тем самым предопределяя успешность в выбранной специальности.
Для того чтобы оценить профессиональную
пригодность человека, необходимо ознакомиться с элементами единой системы
подготовки человека к трудовой деятельности и обеспечения максимально успешной
ее реализации на протяжении всего профессионального пути.
Процесс формирования профессиональной
пригодности проходит несколько этапов:
1) трудовое воспитание и обучение –
этап, на котором происходит подготовка к труду и выбору профессии. На этом
этапе необходимо воспитать у ребенка любовь к труду, помочь в овладении
простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду,
потребность и понимание его необходимости, развитие общетрудовых навыков;
2) при профессиональной ориентации
помощь в основном оказывается в виде профессионального просвещения, знакомства
с профессиями, анализа желаний и способностей того, кому предоставляется
консультация;
3) профессиональный отбор – определение
степени пригодности человека ок определенному виду деятельности на основе
сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии,
возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных
и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д.;
4) профессиональная подготовка является
своего рода ядром всего обучающего процесса, в нее, как правило, входят не
только программы, по которым будет проводиться обучение, но и тренинги,
тренажеры, а также методы, по которым будет проходить оценка новичка в новой
области деятельности;
5) профессиональная адаптация направлена
на полное вхождение новичка в новую сферу деятельности, при этом существуют
своеобразные методы оценки особенности того или иного человека в адаптации к
новому;
6) профессиональная деятельность –
обеспечение рациональной организации, условий и процесса трудовой деятельности,
высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального
совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;
7) профессиональную аттестацию еще
иногда называют оценкой профессиональных навыков и соответствием квалификации
человека занимаемой должности. По итогам аттестации аттестационная комиссия
выносит решение: соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой
должности при условии повышения квалификации и не соответствует занимаемой
должности;
8) профессиональная реабилитация –
восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной
работы и перенесенных заболеваний при развитии стойких отрицательных
доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т. д.
Нужно отметить, что содержание каждого
этапа очень своеобразно и специфично, если рассматривать их с точки зрения
целей, задач, методов, средств и сроков их реализации.
Но есть то, что их объединяет, – общее
между всеми восемью этапами, а именно, необходимость определения тех
показателей, которые являются критериями эффективности и рационализации
проведения процедуры диагностики
Нельзя забывать о том, что творческий
подход к работе, удовлетворенность трудом, система финансовых и моральных
стимулов помогают в формировании профессиональной пригодности. Данный аспект
имеет большое значение в сложных, требующих особой ответственности и физической
выносливости, видах труда По мере накопления опыта и его трансформации в
трудовую деятельность можно говорить о становлении профессиональной пригодности
того кили иного индивида.
Профессиональная консультация делает
акцент на профессиональные требования к индивиду как носителю профессии,
например, на медицинские и психологические показаниях и противопоказания к
данному виду деятельности
5. Профессиональный отбор
Профотбор – это процедура оценки
профессиональных, личностных и иных качеств работника на соответствие
установленным в организации требованиям Только после прохождения процедуры
профотбора можно принимать решение о зачислении претендента на вакантную
должность, место. Чаще всего для определения профессиональной пригодности
используют тесты. Можно выделить пять категорий тестов, используемых при
профотборе.
1. Интеллектуальные тесты
Короткие, время проведения – от 1 - 2 до
30 мин, и простые. Данный тип тестов был специально создан для изучения низшего
и среднего персонала в промышленности. Такие тесты могут иметь сравнительно
высокую валидность для определенных профессий или вообще не иметь никакой
валидности.
Существуют и более сложные тесты на
интеллект, но такого рода тесты требуют профессиональной квалификации психолога
и больших затрат времени. В основном применяются для оценки и отбора менеджеров
высшего звена.
2. Тесты способностей.
Необходимость профотбора и обучения
способствовала созданию большого количества тестов на способности.
В отличие от интеллектуальных тестов,
тесты на способность признаны выявить способности работника к быстрому и
эффективному обучению.
3. Психомоторные тесты.
Направлены на оценку скорости и точности
моторной координации Большинство таких тестов проходят на реальной аппаратуре
или тренажерах
4. Личностные тесты и тесты интересов.
В основе таких тестов лежит
предположение о том, что индивид будет более успешным работником, если
структура его личности и интересов будет схожа с той, которой обладает человек,
достигший высот в профессиональной деятельности и карьере.
Главный недостаток такого рода тестов в
том, что многие испытуемые могут исказить ответы или неискренно отвечать на
вопросы.
5. Проективные тесты.
Используются тестовые материалы с
размытым, неопределенным смыслом, к примеру, черные пятна, незаконченное
предложение, сюжетные картинки и т. дх
Первоначально эти тесты создавались
клиническими психологами для анализа аномалий человека. В целом валидность
такого рода тестов невелика.
6. Значимые свойства личности
Значимые свойства личности подразумевают
определение набора профессионально значимых свойств личности.
В рамках определенного производства
складываются определенные критерии приема на работу, основными из которых
являются личностные характеристики работника. Можно выделить основные качества
личности, которые наиболее востребованы в современных условиях:
1) коммуникабельность;
2) целеустремленность;
3) ответственность;
4) высокое интеллектуальное развитие и
хорошая обучаемость;
5) соответствие психологических
особенностей профилю работы
Особое значение имеет соответствие
психологических особенностей профилю работы, поскольку разные профессии
выдвигают различные требования в отношении психологических особенностей,
например, в социальной работе важны доброжелательность, умение слушать и
желание помочь людям; в военных специальностях – патриотичность,
ответственность, дисциплина и моральная стойкость.
Для определения набора профессионально
значимых свойств личности существуют определенные методики, как в образовательных
учреждениях, так и в психологических службах на производстве, они обычно
состоят из прохождения тестов и собеседования с кандидатами. Важнейшим
качеством личности при приеме на работу является ответственность.
7. Ответственность
Ответственность проявляется в контроле
субъекта труда за качеством выполнения определенных обязанностей с учетом
определенных норм и правил, установленных на предприятии. Во многом
ответственность базируется на трудовой мотивации, профессиональной
идентификации, принятии культуры, норм и ценностей определенного
профессионального сообщества.
На многих предприятиях от личной
ответственности сотрудников зависят жизнь других людей, сохранность
оборудования и безопасность людей, проживающих в непосредственной близости от
предприятия.
|