Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
21.11.2024, 19:19
Мой мир...
Главная Литература Регистрация Вход
Меню сайта



          
Главная » Файлы » Лекции

Психология труда
[ Скачать с сервера (84.5 Kb) ] 13.04.2010, 19:33

Психологическое становление и развитие профессионала происходит как накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму. Есть разные подходы к развитию: при одном подходе развитие - это только прогрессивные, позитивные изменения, при другом - любые, в том числе регрессивные, негативные изменения; большинство авторов развитие рассматривают как изменение, некоторые авторы предлагают отличать развитие как появление принципиально нового от изменения (увеличения, уменьшения, усложнения) того же самого. В профессиональной психологии иногда различают становление профессионала и развитие профессионала. Далее будем использовать как синонимы понятия "профессиональное развитие" и "становление, развитие профессионала". Будем рассматривать профессиональное развитие как появление в психике человека его новых качеств профессионала; как овладение человеком новыми профессионально важными качествами (ПВК), как изменение ранее сложившегося соотношения ПВК. Профессиональное развитие включает как прогрессивные, так и регрессивные изменения. Таким образом, профессиональное развитие - это и становление профессионала, и его дальнейшее изменение (совершенствование или регресс). Вкладом в профессиональное развитие является как появление новых ПВК, так и изменение их характера (состава, структуры и др.). Профессиональное становление и развитие человека иногда обозначают понятием профессиогенез. Становление и развитие человека как профессионала осуществляется в ходе систематического обучения в разного типа профессиональных учебных заведениях. На этот процесс воздействуют и стихийные влияния окружающей профессиональной и социальной среды.
          Собственно профессиональному обучению предшествуют трудовое допрофессиональное обучение и воспитание, которые осуществляются в школе и семье в следующих направлениях - психологическая подготовка к труду и психологическая помощь молодому человеку в выборе профессии. При реализации этих направлений работы стимулируются обе стороны психического развития человека:

  • мотивационная сфера, в которую входят направленность на труд, трудовые и профессиональные интересы, профессиональные намерения, готовность к труду и к выбору профессии;
  • операциональная сфера, которая включает знания о труде и о профессии, знания о качествах личности, необходимых для профессии и о наличии этих качеств у себя; трудовые умения, умения апробировать свои силы на этапах выбора профессии, а также преодоление ошибок в трудовой деятельности (таких, например, как потеря цели в трудовой деятельности, отвлечение на другие виды деятельности, преобладание репродуктивной деятельности, отсутствие переноса, злоупотребление приемом проб и ошибок вместо осознанного выбора стратегии поведения и др.).

Допрофессиональная психологическая подготовка должна быть направлена на формирование целостной личности молодого человека, имеющей потребность в труде и в выборе профессии, реализующей индивидуальное предназначение человека, а также обладающей способностью реализовать свои установки в труде и профессиональные интересы. Эти стороны психологической подготовки отражены в табл. 17. От того, как прошла допрофессиональная психологическая подготовка в школе и семье, зависит эффективность прохождения человеком дальнейших этапов профессионального пути - выбора профессии, профессионального обучения.


Таблица 17.

Направления психологической подготовки учащихся к труду и к выбору профессии, осуществляемой в допрофессиональном трудовом обучении и воспитании в школе и в семье

Психологическая готовность
(мотивационная сфера)

Психологическая подготовленность
(операциональная сфера)

- трудовая направленность личности, потребность в труде;
- сознание общественной необходимости труда, мотивы долга;
- установка на труд, на высокую продуктивность труда;
- положительное эмоциональное отношение к труду ("радость труда"), трудовое настроение;
- уважение к любому труду; сочетание избирательного отношения к отдельным видам труда с готовностью в случае необходимости выполнить любой труд;
- трудолюбие (любовь к труду);
- трудовые интересы и склонности (как источники достижения целей в труде и преодоления препятствий);
- устойчивые профессиональные намерения, призвание;
- уверенность в своих силах в труде (как основа удовлетворения от труда);
- готовность сделать самостоятельный выбор (вида задания, уровня сложности задачи, партнера для совместной работы, профессии), принять ответственное решение с учетом индивидуальных склонностей;
- готовность к труду и готовность к выбору профессии;
- качества личности: требовательность к результатам своего труда, ответственность за результаты и способы труда; упорство и настойчивость в достижении цели; инициативность как постановка новых целей в труде

- знания о различных видах профессиональной деятельности, видах труда;
- знание о "веере профессий", необходимых в данном регионе;
- общетрудовые умения и навыки, умения и привычка работать;
- знание требований, которые предъявляют разные виды труда к человеку;
- осведомленность выбирающего трудовой путь в своих личных склонностях и способностях;
- знание того, что еще надо развить у себя;
- знание путей и средств, с помощью которых можно развить у себя нужные качества и способности;
- знание того, какие позитивные и негативные черты личности могут развиться у человека данной профессии;
- знание о стиле жизни в данной профессии;
- умение осуществлять практическую пробу сил в различных видах деятельности (в разных трудовых операциях" в разных трудовых заданиях);
- умение выполнять работу за фиксированный отрезок времени;
- знания о неприятных сторонах однообразного, монотонного, обязательного труда, о трудностях адаптации на начальных этапах труда;
- умение мобилизовать усилия;
- знания о дисциплине труда;
- умение планировать, контролировать свои трудовые операции;
- знания о культуре труда (соблюдение плана, темпа, ритма работы);
- умение работать совместно (определить общую цель, распределить функции, участки работы, средства, инструменты, материалы, определить сроки работы, свое место в общем труде);
- качества личности: тщательность выполнения, организованность, саморегуляция в труде и др.;
- активное включение в учебный, бытовой, обслуживающий, общественно-полезный труд

Успешность профессионального обучения существенно зависит от характера профориентационной работы. Профориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается недостаточная помощь. В обществе профориентационную работу осуществляют специальные службы, учебные заведения, профессиональные центры и консультации.
          Профориентация - это содействие профессиональному самоопределению человека, которое захватывает как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др.). Профессиональное самоопределение и профессиональное "созревание" длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее меняет порой саму профессию или специальности внутри нее в зависимости от изменения в мире профессий, от изменений в себе самом, от отношения к труду. Профессиональное развитие человека - это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.
          Проведение профориентации - это осуществление широкой программы действий. Назовем основные вехи этой программы:

  • необходимо иметь описание и классификацию профессий, а также профессиограммы отдельных профессий, включающих подробное описание ее сторон - предмета труда в профессии, задач, условий труда, производственных отношений, средств, орудий труда, характера результатов. Особо следует указать условия труда и характеристики результата, требующие от человека значительных психологических усилий. Знакомя школьников с профессиями, важно увязать эту работу с реальными потребностями специалистов в данном регионе. При этом может использоваться так называемый веер профессий: веер профессии - это присущая данному этапу развития экономики страны и педагогически целесообразная модель дифференцированного распределения профессий между территориальными единицами, отраслями производства, учебными заведениями, отраженная в общественном и индивидуальном сознании в соответствии с социальной значимостью профессии, требованиями полноты и неизбыточности информации, логической преемственности развертывания профориентационного процесса. Функция "веера профессии" - обеспечение соответствия содержания профориентационной работы экономической реальности данного региона, города;
  • надо опереться далее на подробное изложение требований к субъекту труда - психограмму, то есть на описание сочетания необходимых для данной профессии ПВК. Особо надо указать те качества, которые обусловлены природными особенностями человека, мало меняются в течение жизни и отсутствие которых может быть основанием для невыбора профессии. Следует отметить те психологические качества, которые являются противопоказанием к профессии и не совместимы с ней (например, нелюбовь к детям у педагога замедленная реакция у водителя). Важно изложить те психологические качества и даже тип личности, которые могут развиться в ходе осуществления труда в данной профессии;
  • необходимо собрать данные психологического обследования, беседы о человеке, выбирающем профессию. Важно выявить, понимает ли молодой человек социальную значимость профессии, ее место в обществе, а также какой стиль жизни связан с данной профессией. Целесообразно изучить профессиональные намерения, интересы, склонности этого конкретного человека, состояние его профессионального сознания (понимание качеств профессионала в данной профессии) и самосознания (выявление наличия этих качеств и возможностей у себя), историю его выбора профессии и этапы, подводящие к этому, объективную картину мотивационной и операциональной сфер его психического развития;
  • необходимо располагать приемами помощи человеку в понимании самого себя как целостной личности с осознанием своей мотивационной сферы (интересов, склонностей, притязаний, ожиданий) и операциональной сферы (знаний, умений, способностей, типа мышления), своих преимуществ и недостатков, того, что может помочь и помешать его работе в данной профессии;
  • целесообразно использовать ряд процедур профконсультации: выяснение альтернатив в профессиях, облегчение выбора среди них и поиска профессий среди других (по ее графической модели, в ходе профконсультационных игр; соотнесение профессий с возможностями выбирающего человека; приемы развития у человека "ощущения профессии", которая принесет ему максимальный профессиональный успех и удовлетворение в жизни.

В ходе профконсультации важно учитывать:

  • общую профессиональную направленность личности, называемую иногда профессиональной валентностью личности (С.Я. Батышев). Наблюдаются моновалентные, поливалентные относительно мира профессий типы людей, а также неопределенные типы. Профессиональную валентность можно расширить в ходе обучения и воспитания, но важно учитывать, насколько целесообразно тот или иной ярко выраженный тип человека адаптировать к неадекватным видам профессии;
  • соотношение мотивационной и операциональной сферы у данного молодого человека, а также затраты усилий и возможные потери на пути получения профессии; например, операциональная сфера может забегать вперед мотивов (способности есть, а интереса к профессии нет), мотивационная сфера может опережать операциональную, когда молодой человек стремится к профессии, например, к актерской, но не обладает нужными качествами; или способности и мотивы есть, но усилия и затраты на пути профессии очень велики, например, получение данной профессии вредит здоровью или приносит ущерб семье;
  • индивидуальные особенности учащихся, проявляющиеся в отсутствии выраженных способностей и склонностей, в колебаниях и неуверенности человека, в присутствии противоречивых, неоднозначных мотивов выбора профессии.

Психофизиологические особенности к началу трудовой деятельности еще не говорят однозначно о пригодности человека, главное зависит от личности, от желания трудиться в этой сфере. Центральное внимание надо уделить анализу типа личности, а не только отдельных ее качеств. Соответственно профессию желательно подбирать не к отдельным ПВК человека, а к целостной личности. С другой стороны, целесообразно ориентировать личность не на узкую профессию, а на достаточно широкий спектр специальностей внутри профессии (например, учитель-предметник, методист, управленец, школьный психолог), что облегчает взаимозаменяемость специалистов, их возможную переквалификацию.
          Готовность к выбору и к овладению профессией определяется знанием требований профессии к человеку и адекватной оценкой человеком необходимых ПВК у себя, успешным решением учебно-профессиональных задач. Выбор профессии считается удачным, если человек эффективно осуществляет профессиональную деятельность, приносит пользу обществу, получает удовлетворенность от этого, а также если его психофизиологические затраты на получение профессионального образования и на осуществление профессиональной деятельности не являются чрезмерными.
          Необходимо располагать и системой приемов по продолжению профориентационной работы с человеком в условиях его профессиональной адаптации на этапе начала учебы и работы, в условиях его переквалификации на последующих этапах. Профориентация сопровождает и раннее, и позднее профессиональное самоопределение человека, продолжающееся всю жизнь.
          Все эти приемы профориентационной работы желательно знать молодому человеку, выбирающему профессию, чтобы активно и сознательно участвовать в этой работе в качестве главного действующего лица, субъекта выбора профессии.
          В литературе последних лет описано, как могут влиять на выбор профессии астрологические факторы. Так, у людей, родившихся под разным знаком Зодиака, наблюдают предрасположенность к различным профессиям. Процитируем соображения автора по указанному источнику. Так, знаки Огня (Овен, Лев, Стрелец) указывают на изобретательские и рационализаторские способности, интерес к технике, механике, к машинам, приборам, к ремеслам и к профессиям, требующим способностей организатора и руководителя; эти люди любят властвовать и не любят подчиняться. Знаки Земли (Телец, Дева, Козерог) всегда указывают на тенденцию к трудоемкой, длительной, медлительной, даже тяжелой работе (по своей доброй воле и по принуждению), требующей большого трудолюбия, упорства, настойчивости, выдержки, выносливости, терпения; этим людям наилучшие успехи приносит работа в сельском хозяйстве, фермерстве, архитектуре и строительстве, геологии, а также в финансовом и банковском деле (для Тельца), в административной и политической деятельности (для Козерога), в научной деятельности (для Девы); Знаки Воздуха (Близнецы, Весы, Водолеи) могут проявиться в сферах искусства, в литературе, в музыке или в мире науки, а также на педагогическом поприще, в юриспруденции, где больше требуется участие и деятельность мозга, интеллекта, чем тела. Знаки Воды (Рак, Скорпион, Рыбы) чаще всего способствуют профессиям, которые связаны с миром искусства, литературной деятельностью, с миром науки и исследований, медицины, людей, деятельность которых связана с секретами. Часто она способствует людям, имеющим дело с плаванием (речным, морским) или с разными жидкостями (минеральные воды, нефть и др.).
          Переходя к профессиональному обучению, уточним психологическое и педагогическое содержание ряда понятий. Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений, навыков, формирования на их основе мировоззрения и других качеств личности. Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. Обучение в психологии рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами добывания знаний (учебной деятельностью) обучающимися. Учение понимается как активная деятельность обучающегося по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.
          Профессиональное образование - это система педагогических воздействий на человека со стороны общества, которая направлена на формирование необходимых для данной профессии знаний, умений, качеств личности. Профессиональное образование - это содействие человеку в процессе его профессионализации. Профессиональное образование понимается как процесс и результат овладения обучающимся профессией и соответствующей квалификацией, освоения научных знаний, умений и навыков, личностных способностей. Профессиональное образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных профессиональных уровней. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Профессиональное обучение - это процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которого осуществляется профессиональное образование. Профессиональное обучение осуществляется с помощью образовательных программ, разработанных и реализуемых государственными и негосударственными образовательными учреждениями. "Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и образовательного уровня, подготовку специалиста соответствующей квалификации". Это программы начального, среднего, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
          Рассмотрим психологические характеристики профессионального обучения.
          Профессиональное обучение направлено на стимулирование у учащихся психологических качеств, необходимых для успешного прохождения этапов профессионализации (выбора профессии, освоения профессии, адаптации к профессии, овладения мастерством и творчеством в профессии, повышения квалификации и т.д.). Главной целью профессионального обучения является формирование, проектирование личности специалиста, эффективно осуществляющей трудовую деятельность, наиболее полно реализующей себя в труде. Поэтому в ходе профессионального обучения продолжается начатое в допрофессиональной подготовке развитие и формирование целостной личности человека как субъекта труда, владеющей рядом качеств, необходимых для данной профессии: активное целеполагание в трудовой деятельности, умение осуществлять трудовую деятельность на уровне высоких заданных стандартов, в том числе в новых неопределенных профессиональных условиях и ситуациях, при решении неизвестных профессиональных задач; готовность в последующей трудовой и профессиональной деятельности освоить новые необходимые, но пока отсутствующие профессиональные знания, умения, технологии и при необходимости - новую профессию; владение некоторыми базовыми способностями и функциями, общими для широкого круга профессий и обеспечивающими переход от одной профессии к другой, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда; умение вместе с тем не упускать из вида свою самореализацию, строить и реализовывать программы своего профессионального развития, самосохранения.
          В ходе профессионального обучения на всех его этапах важно следовать человекоцентристскому, личностному подходу в профессионализации: не к обслуживанию производства готовить человека, а максимально развивать человека при выполнении его профессиональных задач, развивать его способности, потребности в самореализации в труде, в творческом обогащении своим индивидуальным вкладом опыта профессии, ибо уровень развития личности должен опережать развитие производства. Не только вид труда предъявляет требования к специалисту, но и сама личность работника может иметь требования к труду в профессии, в том числе и к насыщенности труда творческим содержанием. Важно уже в ходе профессионального обучения заложить у работника установку не только на приспособление и адаптацию к труду в профессии, но и установку на преобразование опыта профессии, усиление в ней творческих компонентов, индивидуального вклада в нее.
         

Категория: Лекции | Добавил: Наталия | Теги: образовательные, прфессиональное, Становление, рефераты, труда, психология, статьи, ориентация, инженерная, лекции
Просмотров: 2780 | Загрузок: 158 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz