Психологическое становление и развитие профессионала происходит как
накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к
профессионализму. Есть разные подходы к развитию: при одном подходе развитие -
это только прогрессивные, позитивные изменения, при другом - любые, в том числе
регрессивные, негативные изменения; большинство авторов развитие рассматривают
как изменение, некоторые авторы предлагают отличать развитие как появление
принципиально нового от изменения (увеличения, уменьшения, усложнения) того же
самого. В профессиональной психологии иногда различают становление
профессионала и развитие профессионала. Далее будем использовать как синонимы
понятия "профессиональное развитие" и "становление, развитие
профессионала". Будем рассматривать профессиональное развитие как
появление в психике человека его новых качеств профессионала; как овладение
человеком новыми профессионально важными качествами (ПВК), как изменение ранее
сложившегося соотношения ПВК. Профессиональное развитие включает как
прогрессивные, так и регрессивные изменения. Таким образом, профессиональное
развитие - это и становление профессионала, и его дальнейшее изменение
(совершенствование или регресс). Вкладом в профессиональное развитие является
как появление новых ПВК, так и изменение их характера (состава, структуры и
др.). Профессиональное становление и развитие человека иногда обозначают понятием
профессиогенез. Становление и развитие человека как профессионала
осуществляется в ходе систематического обучения в разного типа профессиональных
учебных заведениях. На этот процесс воздействуют и стихийные влияния окружающей
профессиональной и социальной среды.
Собственно
профессиональному обучению предшествуют трудовое допрофессиональное обучение и
воспитание, которые осуществляются в школе и семье в следующих направлениях -
психологическая подготовка к труду и психологическая помощь молодому человеку в
выборе профессии. При реализации этих направлений работы стимулируются обе
стороны психического развития человека:
мотивационная сфера, в
которую входят направленность на труд, трудовые и профессиональные
интересы, профессиональные намерения, готовность к труду и к выбору
профессии;
операциональная сфера,
которая включает знания о труде и о профессии, знания о качествах
личности, необходимых для профессии и о наличии этих качеств у себя;
трудовые умения, умения апробировать свои силы на этапах выбора профессии,
а также преодоление ошибок в трудовой деятельности (таких, например, как
потеря цели в трудовой деятельности, отвлечение на другие виды
деятельности, преобладание репродуктивной деятельности, отсутствие
переноса, злоупотребление приемом проб и ошибок вместо осознанного выбора
стратегии поведения и др.).
Допрофессиональная психологическая подготовка должна быть направлена на
формирование целостной личности молодого человека, имеющей потребность в труде
и в выборе профессии, реализующей индивидуальное предназначение человека, а
также обладающей способностью реализовать свои установки в труде и
профессиональные интересы. Эти стороны психологической подготовки отражены в
табл. 17. От того, как прошла допрофессиональная психологическая подготовка в
школе и семье, зависит эффективность прохождения человеком дальнейших этапов
профессионального пути - выбора профессии, профессионального обучения.
Таблица 17.
Направления психологической подготовки учащихся к труду и к
выбору профессии, осуществляемой в допрофессиональном трудовом обучении и
воспитании в школе и в семье
- трудовая направленность личности, потребность в труде;
- сознание общественной необходимости труда, мотивы долга;
- установка на труд, на высокую продуктивность труда;
- положительное эмоциональное отношение к труду ("радость труда"),
трудовое настроение;
- уважение к любому труду; сочетание избирательного отношения к отдельным
видам труда с готовностью в случае необходимости выполнить любой труд;
- трудолюбие (любовь к труду);
- трудовые интересы и склонности (как источники достижения целей в труде и
преодоления препятствий);
- устойчивые профессиональные намерения, призвание;
- уверенность в своих силах в труде (как основа удовлетворения от труда);
- готовность сделать самостоятельный выбор (вида задания, уровня сложности
задачи, партнера для совместной работы, профессии), принять ответственное
решение с учетом индивидуальных склонностей;
- готовность к труду и готовность к выбору профессии;
- качества личности: требовательность к результатам своего труда,
ответственность за результаты и способы труда; упорство и настойчивость в
достижении цели; инициативность как постановка новых целей в труде
- знания о различных видах профессиональной деятельности,
видах труда;
- знание о "веере профессий", необходимых в данном регионе;
- общетрудовые умения и навыки, умения и привычка работать;
- знание требований, которые предъявляют разные виды труда к человеку;
- осведомленность выбирающего трудовой путь в своих личных склонностях и
способностях;
- знание того, что еще надо развить у себя;
- знание путей и средств, с помощью которых можно развить у себя нужные
качества и способности;
- знание того, какие позитивные и негативные черты личности могут развиться у
человека данной профессии;
- знание о стиле жизни в данной профессии;
- умение осуществлять практическую пробу сил в различных видах деятельности
(в разных трудовых операциях" в разных трудовых заданиях);
- умение выполнять работу за фиксированный отрезок времени;
- знания о неприятных сторонах однообразного, монотонного, обязательного
труда, о трудностях адаптации на начальных этапах труда;
- умение мобилизовать усилия;
- знания о дисциплине труда;
- умение планировать, контролировать свои трудовые операции;
- знания о культуре труда (соблюдение плана, темпа, ритма работы);
- умение работать совместно (определить общую цель, распределить функции,
участки работы, средства, инструменты, материалы, определить сроки работы,
свое место в общем труде);
- качества личности: тщательность выполнения, организованность, саморегуляция
в труде и др.;
- активное включение в учебный, бытовой, обслуживающий, общественно-полезный
труд
Успешность профессионального обучения существенно зависит от характера профориентационной
работы. Профориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских,
социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального
самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с
учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей
общества в специалистах. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал
профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал
удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно
важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается
недостаточная помощь. В обществе профориентационную работу осуществляют
специальные службы, учебные заведения, профессиональные центры и консультации.
Профориентация -
это содействие профессиональному самоопределению человека, которое захватывает
как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и
операциональную сферу (способности, знания, умения и др.). Профессиональное
самоопределение и профессиональное "созревание" длится в течение всей
жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их
реализации, затем вступает в профессию, позднее меняет порой саму профессию или
специальности внутри нее в зависимости от изменения в мире профессий, от
изменений в себе самом, от отношения к труду. Профессиональное развитие
человека - это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на
эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от
социальной среды, так и от самого человека.
Проведение
профориентации - это осуществление широкой программы действий. Назовем основные
вехи этой программы:
необходимо иметь
описание и классификацию профессий, а также профессиограммы отдельных
профессий, включающих подробное описание ее сторон - предмета труда в
профессии, задач, условий труда, производственных отношений, средств,
орудий труда, характера результатов. Особо следует указать условия труда и
характеристики результата, требующие от человека значительных
психологических усилий. Знакомя школьников с профессиями, важно увязать
эту работу с реальными потребностями специалистов в данном регионе. При
этом может использоваться так называемый веер профессий: веер профессии -
это присущая данному этапу развития экономики страны и педагогически
целесообразная модель дифференцированного распределения профессий между
территориальными единицами, отраслями производства, учебными заведениями,
отраженная в общественном и индивидуальном сознании в соответствии с
социальной значимостью профессии, требованиями полноты и неизбыточности
информации, логической преемственности развертывания профориентационного
процесса. Функция "веера профессии" - обеспечение соответствия
содержания профориентационной работы экономической реальности данного
региона, города;
надо опереться далее на
подробное изложение требований к субъекту труда - психограмму, то есть на
описание сочетания необходимых для данной профессии ПВК. Особо надо
указать те качества, которые обусловлены природными особенностями
человека, мало меняются в течение жизни и отсутствие которых может быть
основанием для невыбора профессии. Следует отметить те психологические качества,
которые являются противопоказанием к профессии и не совместимы с ней
(например, нелюбовь к детям у педагога замедленная реакция у водителя).
Важно изложить те психологические качества и даже тип личности, которые
могут развиться в ходе осуществления труда в данной профессии;
необходимо собрать
данные психологического обследования, беседы о человеке, выбирающем
профессию. Важно выявить, понимает ли молодой человек социальную
значимость профессии, ее место в обществе, а также какой стиль жизни
связан с данной профессией. Целесообразно изучить профессиональные
намерения, интересы, склонности этого конкретного человека, состояние его
профессионального сознания (понимание качеств профессионала в данной
профессии) и самосознания (выявление наличия этих качеств и возможностей у
себя), историю его выбора профессии и этапы, подводящие к этому,
объективную картину мотивационной и операциональной сфер его психического
развития;
необходимо располагать
приемами помощи человеку в понимании самого себя как целостной личности с
осознанием своей мотивационной сферы (интересов, склонностей, притязаний,
ожиданий) и операциональной сферы (знаний, умений, способностей, типа
мышления), своих преимуществ и недостатков, того, что может помочь и
помешать его работе в данной профессии;
целесообразно
использовать ряд процедур профконсультации: выяснение альтернатив в
профессиях, облегчение выбора среди них и поиска профессий среди других
(по ее графической модели, в ходе профконсультационных игр; соотнесение
профессий с возможностями выбирающего человека; приемы развития у человека
"ощущения профессии", которая принесет ему максимальный
профессиональный успех и удовлетворение в жизни.
В ходе профконсультации важно учитывать:
общую профессиональную
направленность личности, называемую иногда профессиональной валентностью
личности (С.Я. Батышев). Наблюдаются моновалентные, поливалентные
относительно мира профессий типы людей, а также неопределенные типы.
Профессиональную валентность можно расширить в ходе обучения и воспитания,
но важно учитывать, насколько целесообразно тот или иной ярко выраженный
тип человека адаптировать к неадекватным видам профессии;
соотношение
мотивационной и операциональной сферы у данного молодого человека, а также
затраты усилий и возможные потери на пути получения профессии; например,
операциональная сфера может забегать вперед мотивов (способности есть, а
интереса к профессии нет), мотивационная сфера может опережать
операциональную, когда молодой человек стремится к профессии, например, к
актерской, но не обладает нужными качествами; или способности и мотивы
есть, но усилия и затраты на пути профессии очень велики, например,
получение данной профессии вредит здоровью или приносит ущерб семье;
индивидуальные
особенности учащихся, проявляющиеся в отсутствии выраженных способностей и
склонностей, в колебаниях и неуверенности человека, в присутствии
противоречивых, неоднозначных мотивов выбора профессии.
Психофизиологические особенности к началу трудовой деятельности еще не
говорят однозначно о пригодности человека, главное зависит от личности, от
желания трудиться в этой сфере. Центральное внимание надо уделить анализу типа
личности, а не только отдельных ее качеств. Соответственно профессию желательно
подбирать не к отдельным ПВК человека, а к целостной личности. С другой
стороны, целесообразно ориентировать личность не на узкую профессию, а на
достаточно широкий спектр специальностей внутри профессии (например,
учитель-предметник, методист, управленец, школьный психолог), что облегчает
взаимозаменяемость специалистов, их возможную переквалификацию.
Готовность к выбору
и к овладению профессией определяется знанием требований профессии к человеку и
адекватной оценкой человеком необходимых ПВК у себя, успешным решением
учебно-профессиональных задач. Выбор профессии считается удачным, если человек
эффективно осуществляет профессиональную деятельность, приносит пользу
обществу, получает удовлетворенность от этого, а также если его
психофизиологические затраты на получение профессионального образования и на
осуществление профессиональной деятельности не являются чрезмерными.
Необходимо
располагать и системой приемов по продолжению профориентационной работы с
человеком в условиях его профессиональной адаптации на этапе начала учебы и
работы, в условиях его переквалификации на последующих этапах. Профориентация
сопровождает и раннее, и позднее профессиональное самоопределение человека,
продолжающееся всю жизнь.
Все эти приемы
профориентационной работы желательно знать молодому человеку, выбирающему
профессию, чтобы активно и сознательно участвовать в этой работе в качестве
главного действующего лица, субъекта выбора профессии.
В литературе
последних лет описано, как могут влиять на выбор профессии астрологические
факторы. Так, у людей, родившихся под разным знаком Зодиака, наблюдают
предрасположенность к различным профессиям. Процитируем соображения автора по
указанному источнику. Так, знаки Огня (Овен, Лев, Стрелец) указывают на
изобретательские и рационализаторские способности, интерес к технике, механике,
к машинам, приборам, к ремеслам и к профессиям, требующим способностей
организатора и руководителя; эти люди любят властвовать и не любят подчиняться.
Знаки Земли (Телец, Дева, Козерог) всегда указывают на тенденцию к трудоемкой,
длительной, медлительной, даже тяжелой работе (по своей доброй воле и по принуждению),
требующей большого трудолюбия, упорства, настойчивости, выдержки, выносливости,
терпения; этим людям наилучшие успехи приносит работа в сельском хозяйстве,
фермерстве, архитектуре и строительстве, геологии, а также в финансовом и
банковском деле (для Тельца), в административной и политической деятельности
(для Козерога), в научной деятельности (для Девы); Знаки Воздуха (Близнецы,
Весы, Водолеи) могут проявиться в сферах искусства, в литературе, в музыке или
в мире науки, а также на педагогическом поприще, в юриспруденции, где больше
требуется участие и деятельность мозга, интеллекта, чем тела. Знаки Воды (Рак,
Скорпион, Рыбы) чаще всего способствуют профессиям, которые связаны с миром
искусства, литературной деятельностью, с миром науки и исследований, медицины,
людей, деятельность которых связана с секретами. Часто она способствует людям,
имеющим дело с плаванием (речным, морским) или с разными жидкостями
(минеральные воды, нефть и др.).
Переходя к профессиональному
обучению, уточним психологическое и педагогическое содержание ряда понятий.
Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных
знаний и познавательных умений, навыков, формирования на их основе
мировоззрения и других качеств личности. Обучение - это целенаправленный
процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется
образование человека. Обучение в психологии рассматривается как совместная
деятельность учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение знаний и овладение
способами добывания знаний (учебной деятельностью) обучающимися. Учение
понимается как активная деятельность обучающегося по усвоению новых знаний и
овладению способами приобретения знаний.
Профессиональное
образование - это система педагогических воздействий на человека со стороны
общества, которая направлена на формирование необходимых для данной профессии
знаний, умений, качеств личности. Профессиональное образование - это содействие
человеку в процессе его профессионализации. Профессиональное образование понимается
как процесс и результат овладения обучающимся профессией и соответствующей
квалификацией, освоения научных знаний, умений и навыков, личностных
способностей. Профессиональное образование представляет собой целенаправленный
процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством
образовательных профессиональных уровней. Профессиональное образование любого
уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей
квалификации. Профессиональное обучение - это процесс взаимодействия
преподавателя и обучающихся, в ходе которого осуществляется профессиональное
образование. Профессиональное обучение осуществляется с помощью образовательных
программ, разработанных и реализуемых государственными и негосударственными
образовательными учреждениями. "Профессиональные образовательные программы
направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и
образовательного уровня, подготовку специалиста соответствующей
квалификации". Это программы начального, среднего, высшего
профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
Рассмотрим
психологические характеристики профессионального обучения.
Профессиональное
обучение направлено на стимулирование у учащихся психологических качеств,
необходимых для успешного прохождения этапов профессионализации (выбора
профессии, освоения профессии, адаптации к профессии, овладения мастерством и
творчеством в профессии, повышения квалификации и т.д.). Главной целью
профессионального обучения является формирование, проектирование личности
специалиста, эффективно осуществляющей трудовую деятельность, наиболее полно
реализующей себя в труде. Поэтому в ходе профессионального обучения
продолжается начатое в допрофессиональной подготовке развитие и формирование
целостной личности человека как субъекта труда, владеющей рядом качеств,
необходимых для данной профессии: активное целеполагание в трудовой
деятельности, умение осуществлять трудовую деятельность на уровне высоких
заданных стандартов, в том числе в новых неопределенных профессиональных
условиях и ситуациях, при решении неизвестных профессиональных задач;
готовность в последующей трудовой и профессиональной деятельности освоить новые
необходимые, но пока отсутствующие профессиональные знания, умения, технологии
и при необходимости - новую профессию; владение некоторыми базовыми
способностями и функциями, общими для широкого круга профессий и
обеспечивающими переход от одной профессии к другой, чтобы быть
конкурентоспособным на рынке труда; умение вместе с тем не упускать из вида
свою самореализацию, строить и реализовывать программы своего профессионального
развития, самосохранения.
В ходе профессионального
обучения на всех его этапах важно следовать человекоцентристскому, личностному
подходу в профессионализации: не к обслуживанию производства готовить человека,
а максимально развивать человека при выполнении его профессиональных задач,
развивать его способности, потребности в самореализации в труде, в творческом
обогащении своим индивидуальным вкладом опыта профессии, ибо уровень развития
личности должен опережать развитие производства. Не только вид труда
предъявляет требования к специалисту, но и сама личность работника может иметь
требования к труду в профессии, в том числе и к насыщенности труда творческим
содержанием. Важно уже в ходе профессионального обучения заложить у работника
установку не только на приспособление и адаптацию к труду в профессии, но и
установку на преобразование опыта профессии, усиление в ней творческих
компонентов, индивидуального вклада в нее.