Джеймса—Ланге теория эмоций — теория, выдвинутая независимо друг
от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и датским
медиком К.Г. Ланге (1880—90-е гг.). Согласно Д.—Л. т. э., возникновение
эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в
произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов
сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений,
связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. По
Джеймсу, "мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим;
радуемся потому, что смеемся". Если Джеймс связывал эмоции с широким
кругом периферических изменений, то Ланге — только с
сосудистодвигательной системой: состоянием иннервации и просветом
сосудов. Т. о., периферические органические изменения, которые обычно
рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причиной. Д.—Л.
т. э. представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный
естественному изучению. Однако, связав эмоции исключительно с телесными
изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к
потребностям и мотивам, лишила эмоции их адаптивного смысла,
регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции эмоций
трактовалась при этом упрощенно: считалось, что нежелательные эмоции,
например гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия,
характерные для положительных эмоций. Основные возражения против Д.—Л.
т. э., выдвигаемые в психологии, относятся к механистическому пониманию
эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими
изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика Д.—Л. т. э.
физиологами (Ч.С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных,
полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют
о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых
разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Л.С.
Выготский подверг эту теорию критике за противопоставление "низших",
элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, "высшим",
истинно человеческим переживаниям (эстетическим, интеллектуальным,
нравственным и др.), будто бы не имеющим никаких материальных оснований.