КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Психодиагностические
методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее
распространенные классификации методов психодиагностики.
1. Классификации методов по Й.Шванцаре
Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1) по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3) тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
4) по психической активности испытуемых:
интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
проективные . Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности
(внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на
малоструктурированные, многозначные стимулы;
исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие
(перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и
качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных
и личностных черт.
2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
1) по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
2) по назначению:
общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или
Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
тесты профессиональной пригодности;
тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
тесты достижений;
3) по материалу, которым оперирует испытуемый:
бланковые;
предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);
аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
5) по форме ответа: устные и письменные;
6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные
тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено;
исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
7) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются
тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для
измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в
гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки
разнообразных характеристик интеллекта);
8) По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
9) по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
11) по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
1) по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
стандартизованные самоотчеты:
тесты-опросники, открытые опросники;
шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация ;
индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток;
проективные техники;
диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
2) по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого
психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики:
объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной
степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки
и интерпретации результата, вторые - большой степенью вовлеченности.
Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных
навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой
диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой
располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса
объективных до полюса диалогических.
ОБЪЕКТИВНЫЕ
тесты
многие опросники
шкальные техники
|
ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
беседы
интервью
диагностические игры
патопсихологический
эксперимент
некоторые проективные
методики
|
Материал взят из: Общая психодиагностика. – (Методические указания). /Автор-составитель О. В. Белова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
|