История становления отечественной
психологии не случайно выделена в отдельную главу, хотя работы некоторых ученых
упоминались и ранее. Необходимо подчеркнуть, что такое разделение никак не
указывает на то, что российская психология развивалась в отрыве от мировой. Напротив, связь между ними была очень тесной, отечественные ученые постоянно ездили на
стажировку в лучшие европейские
лаборатории. Выходившие за рубежом книги переводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере, наиболее значительные из них) в течение
нескольких месяцев после появления
на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий публиковались и в
журналах, например в «Вестнике Европы».
Причиной же для отдельного
рассмотрения российской психологии было стремление показать целостную картину
становления этой науки в нашей стране, ее
специфику по сравнению с зарубежной и дать анализ тех факторов, которые
определили и ее своеобразие, и динамику ее развития. В соответствии с
этим выделены и временные периоды, характеризующие критические точки в развитии
российской науки.
Это 40-60-е годы XIX в., т.е. период
становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и
научной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и естественных
наук) и благодаря сложившейся в России социальной, ситуации (проведение
комплексных реформ) в этот период из двух предложенных программ (К.Д.Кавелина и
И.М.Сеченова) была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной
дисциплины, предложенная Сеченовым.
Идеологический кризис в российском
обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии
отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это привело
к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную
философию, идеи В.Соловьева и его последователей. Одновременно (хотя и не так
интенсивно) развивалась и объективная (естественно-научная) психология,
возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в
Лейпциге.
Следующим важным моментом стало
зарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В
многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло
отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение
важнейших социальных задач советского общества. Несмотря на то что в то время
доминировала, что естественно, объективная и социогенетическая методология, до
начала 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые были
связаны с гуманитарной, философской линией развития (например, школа Г. Шпета).
Однако уже к середине 30-х годов
ситуация в науке и обществе резко
изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и
запрещению не только философской психологии, но и педологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались все психологические исследования, даже те,
которые были идеологически близки советской власти. Это нанесло
серьезный удар по научным психологическим школам, которые очень плодотворно
развивались в тот период. Лишь после войны, в середине 40-х годов, психология
постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования. Однако
отрыв от традиций, заложенных в начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой,
внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годы
сказывались на творчестве отечественных ученых.
Вторая половина XX в. ознаменовалась
возрождением школ, запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева), активным поиском
новых путей развития, новыми исследованиями и открытиями в разных областях
психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной. Возобновляются и связи с
зарубежной психологией. Многие отечественные исследования, мало известные за
рубежом (нейропсихологические работы А. Р.Лурии, понятие о зоне ближайшего
развития Л. С. Выготского), получают широкое распространение в мировой
психологии, дополняются новыми материалами.
Российские же психологи в попытке
наверстать упущенные за несколько десятилетий возможности начинают широко
внедрять Достижения зарубежных коллег. Наряду с положительными эти тенденции имели и отрицательные последствия,
связанные с утерей своих традиций, отходом (хотя и не окончательным) от своей
методологии, что в соединении (не всегда продуманном) с принципами
Разных школ привело к эклектике и невозможности достоверно интерпретировать
полученные результаты. Однако к концу XX в. ориентация на интеграцию,
свойственная, как уже говорилось, зарубежной психологии, стала явно проявляться
и в российской Науке. Поэтому в последние годы вновь начинает
появляться интерес к методологическим вопросам, стремление не механически
соединить, но интегрировать достижения, имеющие единую логику научного поиска.
Анализ
факторов, определивших динамику становления и развития российской психологии, показывает, что ведущими являются логика
научного познания и социальная ситуация, т. е. те факторы о которых говорилось в главе. Раскрывая их
содержание, необходимо подчеркнуть, что и широкое распространение
позитивизма и поиски объективного метода
исследования психики были свойственны не только российской, но и
зарубежной психологии в тот период, т. е. логика развития науки была единой для
мировой психологии. Некоторые различия были связаны с большей популярностью
естествознания и медицины в России, что обеспечило расцвет этих наук в нашей
стране и способствовало многочисленным открытиям, сделанным отечественными
учеными.
Гораздо
сильнее различались те социальные условия, в которых формировались научные школы в разных странах. В предыдущих главах уже говорилось о роли социальной ситуации
в становлении немецкой, французской, американской психологии. Значительное
влияние оказала она и на российскую науку. При этом особенно важными стали
такие параметры социальной ситуации, как ментальность,
идеология интеллигенции, особенности реформ, проходивших в российском
обществе.
Влияние социокультурной ситуации в
России в середине XIX в. на процесс формирования отечественной психологии, ее
методологии и ведущей проблематики проявилось и в том, что главными уже в то
время стали не вопросы познания, как в европейской науке, а вопросы
нравственного, духовного развития человека, его ментальности. Оказавшись на
перепутье реформ, Россия должна была решить, как ей двигаться дальше, какой
путь соответствует русскому характеру.
Ситуацию усугубляло и то, что реформы проходили не гладко, они
тормозились в разных слоях общества по разным причинам, поэтому для того, чтобы
продолжать движение вперед, необходимо было понять причины
пробуксовки реформ. Таким образом,
кардинальные социальные изменения, происходившие в этот период, модернизация всего уклада русской жизни стали стимулом к стремлению осознать свои национальные
особенности, понять истоки традиций, былин и мифов, происхождение своих
положительных и отрицательных качеств.
До середины XIX в. проблема
осознания своих национальных особенностей не
стояла перед русским обществом, в котором существовало скорее не
национальное самосознание, а национальное] самоощущение. Единство народа было
больше внешним, неосознанным, оно связывалось с единством языка, территории и
религии, при этом не вставал вопрос о том, как это единство отражает на
характере, психологических особенностях народа. Научный интерес к проблеме
национального самосознания начал пробуждаться в «уваровскую эпоху», когда
народность была провозглашена официальным правительственным курсом. Однако
именно в 60-х годах начало осознаваться и осмысливаться смутное переживание своей самобытности, причем в связи с тем, что
процесс реформирования затрагивал
практически все общественные группы; стремление к самопознанию,
описанию своих национальных психологических качеств проявлялось во всех слоях
общества. Это был тот редкий случай, когда национальная идея становится идеей
всего общества, хотя и не всеми в достаточной мере осознается.
Важным фактором, оказавшим влияние
на российскую психологию, была и идеология отечественной интеллигенции, о чем
упоминалось выше, так как становление психологических школ происходило внутри
этой группы, в которой находились и основные оппонентные круги новых
психологических теорий.
Российская
интеллигенция, которая не имеет аналогов в Европе ни по своему мироощущению, ни по своей роли в развитии
общества, при своем возникновении была тесно связана с
духовенством, которое по своей роли в
развитии просвещения фактически и стало первой интеллигенцией. В эпоху Петра I
интеллигенция была правительственная, так как обучение происходило по воле
правительства и на благо государства. И только в середине XIX в. появилась
собственно интеллигенция, научная и по преимуществу университетская, которая
не только не состояла на государственной службе, но и сознательно
противопоставляла себя государству.
Несмотря на помощь, которую большая
часть интеллигенции оказывала реформам, по
своему настроению и по осознанию своей роли в этом процессе она оставалась
оппозиционной, что фатально сказалось не только на жизни общества, но и
на развитии науки, так как она замыкалась в своем достаточно узком кругу, не
делая свои знания достоянием всего общества.
Эта замкнутость способствовала превращению некоторых идей в догмы,
породила неоднозначное отношение к народу, переживание своей оторванности от
него и желание его обучать и просвещать, так как сама интеллигенция не ощущала себя выразителем, носителем
творческого духа народа. При этом проблема взаимоотношений власти, интеллигенции и народа стала одной из центральных для
отечественной науки, в
отличие от европейской, где она практически не рассматривается.
Так как просвещение происходило в
России главным образом При помощи толстых журналов, становится ясной
их исключительная роль в развитии науки и культуры. В этих журналах печаталось
все - от беллетристики и литературной критики до исторических и философских
трактатов, лекций по естествознанию, психологии и экономике, обзоров
финансового и политического состояния Европы
и России. Это же объясняет и тот факт, что русские Писатели, журналисты
и критики часто были и первыми философами, правоведами и психологами в России.
Толстые журналы были не только
источниками информации, но и прямыми
руководителями жизни. При этом центром либеральной интеллигенции стал журнал
«Вестник Европы», с которым сотрудничали ведущие ученые и писатели того
времени - Тургенев, Толстой, Гончаров, Сеченов, Кавелин, Соловьев, Костомаров
и др. Под руководством известного ученого и публициста Стасюлевича этот журнал
превратился в литературно-политический сборник и стал одним из центров
культурной жизни Петербурга; он противопоставлял свою позицию газете
«Московские ведомости» под редакцией Каткова, который придерживался
охранительно-реакционного направления.
Повлияли на процесс становления
психологии и особенности русской ментальности. Влияние менталитета на науку
происходит несколькими путями. Прежде всего это определенный стиль мышления,
язык, свойственный данной нации. Выбор темы и подход к ее исследованию во многом
определяются тем, что стремление к рациональному
поиску истины или к построению идеального общества задает разные точки
отсчета для науки, определяет взгляды на человека, его предназначение, на
ценности, которые он должен исповедовать. Поэтому возникновение и развитие
материализма и идеализма, рационализма или агностицизма, мистики связаны не
только с социальной обстановкой, историческим периодом, уровнем знаний,
которые диктуют моду на ту или иную теорию, но и с глубинными характеристиками
данного народа.
Таким образом, можно выделить
несколько основных особенностей российской психологии, которые характеризуют
ее состояние на всем пути развития.
Идеологические установки интеллигенции, развитие народничества привели
к исследованию взаимоотношений и ценностных
установок разных социальных групп, прежде всего власти, интеллигенции и
народа. Стремление к просвещению народных масс, а также тот факт, что развитие
психологии в России направлялось не
университетскими кафедрами, как на Западе, а общественной ситуацией,
способствовали ориентации на практику, стремлению не столько решать
теоретические проблемы, сколько разрабатывать их практическое применение в
реальной жизни. Отсутствие развитого гражданского общества, замкнутость
небольшого слоя образованных людей, занимавшихся научными исследованиями в
России, стали основой социальной ангажированности,
идеологизации науки. Универсализм и антропологизм (цент-рация на
человеке) отечественной науки также во многом являются следствием ее социально-исторического развития; это подтверждается
и тем фактом, что некоторые из перечисленных особенностей свойственны и
европейской науке. Влияние ментальности сказывается в том, что в
научной проблематике центральными вопросами являются этические (главным
образом проблемы свободы воли), а не познавательные, как в западной психологии.