Диагностические методики, тесты, опросники в виде карточек,
содержащих информацию об изучаемых психологических характеристиках,
возрастные особенности испытуемых, включают описание методик и
рекомендации по их использованию, содержат рецензии ведущих
специалистов, описание преимущества или недостатков тех или иных
диагностических методик, отражают области применения, а также перечень
рекомендованной научной литературы
Автор: Амтхауэр Р. Выходные данные: Тест
был разработан немецким психологом Р. Амтхауэром в 1953 году (последняя
редакция – 1973 года) для дифференцированного отбора кандидатов на
разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора.
Возраст: Подростки, Старший подростковый, Взрослые
Предмет диагностики: Тест
предназначен для оценки уровня и структуры интеллектуальных
способностей людей в возрасте от 13 до 60 лет в целях профессиональной
ориентации и профотбора.Экспертная оценка:
В настоящей карточке методики представлены перевод и адаптация
теста сотрудниками Лаборатории диагностики и коррекции Психологического
развития Психологического Института РАО Гуревич К.М., Борисовой Е.М. и
Логиновой Г.П. на выборке российских школьников.
Версии адаптированного теста Р. Амтхауэра, которая вышла в 2002 году, автора Ясюковой Л.А.
Плюсы:
Интерпритация по авторам (Гуревич К.М., Борисовой Е.М. и Логиновой Г.П.):
Требования к умственному развитию подростков, которые содержатся в
тесте можно рассматривать как модель норматива, или, другими словами,
как условный норматив. Такой путь дает возможность отработать многие
методические вопросы, связанные с применением нормативов в диагностике.
Интерпритация по Ясюковой Л.А.:
- Методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
- В
комплекте, подготовленном фирмой «ИМАТОН», наличие тестовых тетрадей,
бланков для ответов, ключей для обработки результатов и диск с
программой ввода, обработки и хранения результатов тестирования,
облегчают процедуру проведения, обработки и анализа материалов.
- Возможность получения информации о развитии «теоретических» или «практических» способностей.
- Углубленное
изучение структурно-уровневых характеристик интеллекта и определения
типа высшего образования, который индивид может освоить.
- Возможность
определения степени сформированности основных операций мышления в
понятиях (выделение сущностного признака понятия (субтест 2);
установление категориальной принадлежности, выделение класса (субтест
4); осознание закономерных связей между явлениями (субтест 3)).
Минусы:
Интерпритация по авторам (Гуревич К.М., Борисовой Е.М. и Логиновой Г.П.):
Необходимо отметить, что западные тесты интеллекта не могут в полной
мере совпадать с теми социально-психологическими нормативами, которые
исходят из требований нашего общества. Как уже неоднократно
указывалось, тесты следует рассматривать как инструмент, испытывающий
уровень культурно-психологической адаптации отдельных лиц или целых
групп к требованиям той социальной общности, для которой они
разрабатывались. Эти требования реализуются как в подборе терминов и
понятий, репрезентирующих определенную культуру, так и в составе
логико-функциональных отношений, который должен устанавливать
испытуемый, чтобы правильно выполнить задания теста.
В тесте Амтхауера вызывает наибольшие сомнения репрезентативность
того круга понятий и терминов, которые автор со свих позиций счел
необходимым включить в тест. Однако можно воспользоваться и этим тестом
для решения некоторых методических задач.
Интерпритация по Ясюковой Л.А.:
- Изучение интеллекта должно идти по пути выделения типов и
соответствующих им структур. Достоверность выводов об интеллектуальных
способностях индивида возможна при условии определения их типа, т.е. на
основе комплексного анализа результатов по всем субтестам и выделения
доминирующего типа способностей (вербального, практического,
математического, пространственного, мнемического и пр.). Прогнозы по
результатам отдельных субтестов будут менее надёжны.
- Если
для диагностики используются только отдельные субтесты, то о
достоверности выводов говорить нельзя. Это соответственно требует от
психолога добросовестного выполнения рекомендаций по проведению теста
(чистое время – 90 минут!).
- Пока нет компьютерной
программы, обеспечивающей перевод сырых баллов в стандартные и
присваивания соответственно уровневой характеристики для последующей
интерпретации результатов тестирования.
- Требуется достаточный опыт практической работы с тестом для определения профиля интеллектуальных способностей
Области применения:
Тест широко используется в сфере образования, профориентации и
занятости, в практике клинических психологов, в сфере бизнеса и в
силовых структурах. Может быть использован как в индивидуальном, так и
в групповом исследовании
В образовании: набор в классы профильного обучения, прогноз
успешности обучения и профориентация дальнейшей профессиональной
деятельности, выбор типа высшего образования или деятельности,
требующей высшего образования.
Службы занятости, кадровые агентства: при отборе персонала и анализе кадрового потенциала предприятия.
Научные исследования: Тест Р. Амтхауэра применялся во многих
отечественных исследованиях, в частности при изучении влияния ситуации
на проявления испытуемыми интеллектуальных способностей.
Общее описание:
Интерпритация по авторам (Гуревич К.М., Борисовой Е.М. и Логиновой Г.П.):
Групповой тест Р. Амтхауера - один из типичных тестов на интеллект и
позволяет получить полное, целостное представление об интеллекте
человека.
Тест состоит из девяти субтестов, ориентированных на исследование
основных составляющих вербального и невербального интеллекта:
лексический запас, общая осведомленность, способность к
абстрагированию, способность к обобщению, математические способности,
комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к
кратковременному запоминанию наглядно-образной информации, на общую
осведомленность и понимание прочитанного текста.
Время на выполнение каждого субтеста было ограничено и колебалось в
зависимости от субтеста от 6 до 10 мин. Тест имеет 2 эквивалентные
формы А и Б.
Результаты , полученные с помощью Теста Р. Амтхауэра , позволяют:
- прогнозировать успешность учебной деятельности;
- помощь в выборе профессии, выборе специализированного обучения;
- прогнозировать успешность профессиональной деятельности, в том числе требующей специальных интеллектуальных навыков.
Возможно как индивидуальное тестирование, так и групповое.
Предусмотрена как компьютерная, так и ручная обработка результатов
тестирования. В комплект входят ключи и бланки ответов для ручной
обработки результатов. Время тестирования строго ограничено для каждого
задания и составляет в целом 1,5 часа.
Интерпритация по Ясюковой Л.А.:
Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня
общих способностей в связи с проблемами профессиональной
психодиагностики. Р. Амтхауэр рассматривал интеллект как
специализированную подструктуру в целостной структуре личности,
состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического,
пространственных представлений, мнемического) и тесно связан с другими
компонентами личности такими как волевая и эмоциональная сферы,
интересы и потребности.
Автор при составлении теста исходил из предпосылок:
1) корреляция результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальной,
2) корреляция между субтестами должна быть минимальной.
Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной выборке и предназначен для испытуемых от 13 до 60 лет.
Р. Амтхауэр ввел только возрастные нормы, полагая установленной зависимость социального опыта от возраста испытуемого.
Тест диагностирует четыре компонента интеллекта: вербальный,
счетно-математический, пространственный, мнемический. Корреляция между
этими факторами (три из которых аналогичны факторам Ч. Спирмена) равна
0,36. Время выполнения теста 90 минут.
В тест входят 9 субтестов. Во всех субтестах, кроме 4, 5 и 6, использованы задания закрытого типа.
1. Логический отбор (LS) - исследуется "чувство языка"
по Р.Амтхауэру, исследование индуктивного мышления испытуемого —
закончить предложение одним из приведенных слов, выбрав подходящее
слово из списка. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин.
2. Определение общих признаков (GE) — исследуется
способность к понятийной абстракции, ориентированию вербальными
понятиями. Даются пять слов, из которых испытуемый должен выделить
единственное, не имеющее смысловой связи с остальными. Количество
заданий 20, время выполнения субтеста — 6 мин.
3. Аналогии (AN) — тестируются комбинаторные
способности. Даются три слова, между первым и вторым есть смысловая
связь. Испытуемый должен подобрать к третьему слову четвертое, которое
находилось бы с ним в аналогичной связи (выбрать из 5 прилагаемых
слов). Количество заданий — 20. Время выполнения — 7 мин.
4. Классификация (KL) — оценивается способность к
суждению. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием.
Количество заданий — 6 время выполнения — 8 мин. Оценка варьируется от
0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.
5. Счет (RA)- тестируется уровень развития
арифметического мышления. Испытуемый должен решить 20 арифметических
задач. Время решения — 10 минут.
6. Ряды чисел (ZR) — тестируется индуктивное
мышление, способности оперировать с математическими закономерностями. В
20 заданиях нужно установить закономерность числового ряда, продолжить
его. Время выполнения — 10 мин.
7. Выбор фигур (FS) - исследуется пространственное
воображение, комбинаторных способностей. В заданиях предъявляются
разделенные на части фигуры. Нужно выбрать фигуру, соответствующую
разделенной. При выборе ответа следует найти прямоугольник с фигурой,
которая соответствует разделенной на части. Количество заданий 20,
время выполнения — 7 мин.
8. Кубики (WH) – тестируется умение мысленно
оперировать объемными телами в пространстве, пространственное мышление.
Дается рисунок куба в измененном положении. Нужно из предложенных
рисунков выбрать куб, соответствующий данному. Время решения — 9 мин.
9. Задание на сосредоточение внимания и память (ME) - задание
на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное.
Предлагается запомнить ряд слов, относящихся к различным группам
предметов. А затем выполнить задание, где пользуются свойства
оперативной памяти. Время запоминания — 3 мин., время выполнения
задания — 6 мин.
Каждое правильное решение оценивается в один балл (кроме 4
субтеста). Первичные оценки переводятся в шкальные. Суммы первичных
баллов по всем субтестам переводятся в общую оценку уровня интеллекта.
Всего в тесте обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время
выполнения всего теста — 90 мин.
Отдельно анализируется профиль. Р. Амтхауэр предполагает, что в том
случае, когда наивысшие результаты получены по первым четырем
субтестам, у испытуемого развиты "теоретические способности". В том
случае, когда результаты лучше по последним пяти субтестам — более
развиты "практические способности".
В адаптированных вариантах тест состоит из 2-х параллельных форм,
каждая из которых включает в себя 180 заданий, объединенных в 9
субтестов.
Тест Амтхауэра предназначен для углубленного изучения
структурно-уровневых характеристик интеллекта. Его использование
позволяет оценить способности человека к естественным, общественным,
математическим, техническим наукам, иностранным языкам,
предпринимательству, а также к ряду конкретных профессий и
прогнозировать успешность обучения и дальнейшей профессиональной
деятельности. Р. Амхауэр пытался создать целостный тест структуры
интеллекта, а не набор или батарею субтестов, которые можно
использовать по своему усмотрению
История создания.
Тест составлен Р. Амтхауэром в трёх формах: А, В и С. Модификация IST – 70 имеет четыре формы (А, В, С, D).
На русском языке тест впервые описан в монографии В.М. Блейхера и Л.Ф.
Бурлачука «Психологическая диагностика интеллекта и личности» (Киев.
Вища школа. 1978 г.)
В России тест часто адаптировался. Наиболее известные адаптации
сделаны Л.К. Акимовой и соавторами в 1984 г. (7) и В.Н. Намазовым и
А.Н. Жмыриковым в 1988 году (6). Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников
была осуществлена сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции
Психологического развития Психологического Института РАО (Гуревич К.М.,
Борисова Е.М. Логинова Г.П.).
Первая адаптация проводилась на выборке школьников 7-10 классов
(450 человек). Проверялась ретестовая надежность: тестировался 101
человек через один год (r=0,83). Корреляция общего по тестированию с
учебной успеваемостью 0,44 до 0,52. Вычислялись корреляций между
вербальным субтестом и успеваемостью по гуманитарным предметам
(0,20-0,53), а также между результатами пространственных субтестов и
успеваемостью, техническим предметам (0,23 - 0,34).
Адаптация В.Н.Намазова и А.Н.Жмырикова, осуществленная на базе
Московского городского центра профконсультации, касалась переформировки
заданий вербальных субтестов. Стандартизация проводилась на учащихся
старших классов средних школ, ПТУ (16-17 лет), студентах и курсантах
вузов (18-21 год), инженерно - технических работниках и управленцах
(22-25 лет). Авторы не ограничились нормами для разных возрастных
групп. Помимо них вычислены нормы для учащихся ПТУ, учащихся средних
школ, студентов и курсантов 1-2 курсов, а также специалистов, имеющих
высшее образование. В соответствии с этим, авторы адаптации предлагают
свой вариант интерпретации оценок теста структуры интеллекта, исходя из
качественной выборки испытуемых (род занятий, образование, возраст) и
стандартных оценок в единицах IQ.
Последняя, известная нам, версия адаптированного теста Р.
Амтхауэра вышла в 2002 году автора Л.А. Ясюковой в серии комплексного
обеспечения психологической практики фирмы «ИМАТОН» (14). Эта работа
явилась результатом сравнительных исследований Ясюковой Л.А.
прогностической эффективности тестов интеллекта Айзенка, Амтхауэра,
Векслера, Кеттелла, Равена, Саливена, Фланагана, КОТ, ШТУР и GATB.
Интеллектуальные тесты использовались в комплексе с личностными и
психофизиологическими методиками, а также с объективными показателями
эффективности учебной и профессиональной деятельности испытуемых
(школьников, студентов, работников различных специальностей).
Образовательные программы:
Спецкурсы по профилактике проблем в обучении школьников (кафедра педагогической психологии)
Курсы повышения квалификации
Литература:
Рекомендованная литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. I./M., 1982.— 316 с
Гуревич К. М. Современная психологическая диагностика: пути развития.// Вопросы психологии, 1982, № 1, с. 9—18
Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича.—М., 230 с. 1981г
Психологическая диагностика./ Под ред. К. М. Гуревича, Е.М.Борисовой—М., 2001г
Акимова М.К., Козлова В.Т. Анализ результатов диагностических
методик, ориентированных на норматив // Вопросы психологии, №5, 1985г.,
стр. 145
2. Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М., 1989.
3. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М.: ИПАН, 1988. С. 155-170.
4. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: СГУ, 1990.
5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 224 с.
6. Намазов В.П., Жмыриков А.Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. М., 1968.
7. Общая психодиагностика // Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина. М.: МГУ, 1987.
8. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977.
9. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Н.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1989.
10. Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. М.: Hayкa. 1991.
11. Шаумаров Г.В. К оценке значения интеллектуальных тестов в
диагностике и изучении развития детей с интеллектуальной
недостаточностью // Дефектология. 1979, № 6. С.16-24.
12. Юсупов Ф.М. Принципы конструирования невербальных тестов способностей // Канд. дисс. М., 1993.
13. Ямпольский Л. П. Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности // Вопросы Психологии. /1984, № 5,. С. 142-147.
14. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство. СПб: ГП «ИМАТОН», 2002. – 80 стр.
15. Amthauer R. Intelligenz und Beruf //Zeitschrift fur experimental und angewandte Psychblogie. 1953. Bd 1.
16. Cohen J. A factor analytically based rationale for the Weehsler
Adult Intelligence Scale / Journal of Consulting Psychology. 1957, № 21.
17. Rasch G. On specific objectivity // Danish Handbook of Philosophy. 1977. Vol. 14. P. 58-94.
18. Rasch G. Probabilistic model for intelligence and attainment tests. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1980.
19. Wechsler D. Manual for the Wechsler Adult intelligence Scale. N.У., 1955.
|