Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
23.11.2024, 12:36
Мой мир...
Главная Литература Регистрация Вход
Меню сайта



          
Главная » Файлы » Шпаргалки

техника проведения
23.04.2010, 19:37

Диагностические методики, тесты, опросники в виде карточек, содержащих информацию об изучаемых психологических характеристиках, возрастные особенности испытуемых, включают описание методик и рекомендации по их использованию, содержат рецензии ведущих специалистов, описание преимущества или недостатков тех или иных диагностических методик, отражают области применения, а также перечень рекомендованной научной литературы

Автор: Амтхауэр Р.
Выходные данные: Тест был разработан немецким психологом Р. Амтхауэром в 1953 году (последняя редакция – 1973 года) для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора.
Возраст: Подростки, Старший подростковый, Взрослые
Предмет диагностики: Тест предназначен для оценки уровня и структуры интеллектуальных способностей людей в возрасте от 13 до 60 лет в целях профессиональной ориентации и профотбора.
Экспертная оценка:  В настоящей карточке методики представлены перевод и адаптация теста сотрудниками Лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО Гуревич К.М., Борисовой Е.М. и Логиновой Г.П. на выборке российских школьников.

Версии адаптированного теста Р. Амтхауэра, которая вышла в 2002 году, автора Ясюковой Л.А.

Плюсы:

Интерпритация по авторам (Гуревич К.М., Борисовой Е.М. и Логиновой Г.П.):

Требования к умственному развитию подростков, которые содержатся в тесте можно рассматривать как модель норматива, или, другими словами, как условный норматив. Такой путь дает возможность отработать многие методические вопросы, связанные с применением нормативов в диагностике.

Интерпритация по Ясюковой Л.А.:

  1. Методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
  2. В комплекте, подготовленном фирмой «ИМАТОН», наличие тестовых тетрадей, бланков для ответов, ключей для обработки результатов и диск с программой ввода, обработки и хранения результатов тестирования, облегчают процедуру проведения, обработки и анализа материалов.
  3. Возможность получения информации о развитии «теоретических» или «практических» способностей.
  4. Углубленное изучение структурно-уровневых характеристик интеллекта и определения типа высшего образования, который индивид может освоить.
  5. Возможность определения степени сформированности основных операций мышления в понятиях (выделение сущностного признака понятия (субтест 2); установление категориальной принадлежности, выделение класса (субтест 4); осознание закономерных связей между явлениями (субтест 3)).
Минусы:

Интерпритация по авторам (Гуревич К.М., Борисовой Е.М. и Логиновой Г.П.):

Необходимо отметить, что западные тесты интеллекта не могут в полной мере совпадать с теми социально-психологическими нормативами, которые исходят из требований нашего общества. Как уже неоднократно указывалось, тесты следует рассматривать как инструмент, испытывающий уровень культурно-психологической адаптации отдельных лиц или целых групп к требованиям той социальной общности, для которой они разрабатывались. Эти требования реализуются как в подборе терминов и понятий, репрезентирующих определенную культуру, так и в составе логико-функциональных отношений, который должен устанавливать испытуемый, чтобы правильно выполнить задания теста.

В тесте Амтхауера вызывает наибольшие сомнения репрезентативность того круга понятий и терминов, которые автор со свих позиций счел необходимым включить в тест. Однако можно воспользоваться и этим тестом для решения некоторых методических задач.

Интерпритация по Ясюковой Л.А.:

  1. Изучение интеллекта должно идти по пути выделения типов и соответствующих им структур. Достоверность выводов об интеллектуальных способностях индивида возможна при условии определения их типа, т.е. на основе комплексного анализа результатов по всем субтестам и выделения доминирующего типа способностей (вербального, практического, математического, пространственного, мнемического и пр.). Прогнозы по результатам отдельных субтестов будут менее надёжны.
  2. Если для диагностики используются только отдельные субтесты, то о достоверности выводов говорить нельзя. Это соответственно требует от психолога добросовестного выполнения рекомендаций по проведению теста (чистое время – 90 минут!).
  3. Пока нет компьютерной программы, обеспечивающей перевод сырых баллов в стандартные и присваивания соответственно уровневой характеристики для последующей интерпретации результатов тестирования.
  4. Требуется достаточный опыт практической работы с тестом для определения профиля интеллектуальных способностей
Области применения:

Тест широко используется в сфере образования, профориентации и занятости, в практике клинических психологов, в сфере бизнеса и в силовых структурах. Может быть использован как в индивидуальном, так и в групповом исследовании

В образовании: набор в классы профильного обучения, прогноз успешности обучения и профориентация дальнейшей профессиональной деятельности, выбор типа высшего образования или деятельности, требующей высшего образования.

Службы занятости, кадровые агентства: при отборе персонала и анализе кадрового потенциала предприятия.

Научные исследования: Тест Р. Амтхауэра применялся во многих отечественных исследованиях, в частности при изучении влияния ситуации на проявления испытуемыми интеллектуальных способностей.
Общее описание:

Интерпритация по авторам (Гуревич К.М., Борисовой Е.М. и Логиновой Г.П.):

Групповой тест Р. Амтхауера - один из типичных тестов на интеллект и позволяет получить полное, целостное представление об интеллекте человека.

Тест состоит из девяти субтестов, ориентированных на исследование основных составляющих вербального и невербального интеллекта: лексический запас, общая осведомленность, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации, на общую осведомленность и понимание прочитанного текста.

Время на выполнение каждого субтеста было ограничено и колебалось в зависимости от субтеста от 6 до 10 мин. Тест имеет 2 эквивалентные формы А и Б.

Результаты , полученные с помощью Теста Р. Амтхауэра , позволяют:

  • прогнозировать успешность учебной деятельности;
  • помощь в выборе профессии, выборе специализированного обучения;
  • прогнозировать успешность профессиональной деятельности, в том числе требующей специальных интеллектуальных навыков.

Возможно как индивидуальное тестирование, так и групповое. Предусмотрена как компьютерная, так и ручная обработка результатов тестирования. В комплект входят ключи и бланки ответов для ручной обработки результатов. Время тестирования строго ограничено для каждого задания и составляет в целом 1,5 часа.

Интерпритация по Ясюковой Л.А.:

Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. Р. Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического) и тесно связан с другими компонентами личности такими как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Автор при составлении теста исходил из предпосылок:

1) корреляция результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальной,

2) корреляция между субтестами должна быть минимальной.

Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной выборке и предназначен для испытуемых от 13 до 60 лет.

Р. Амтхауэр ввел только возрастные нормы, полагая установленной зависимость социального опыта от возраста испытуемого.

Тест диагностирует четыре компонента интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный, мнемический. Корреляция между этими факторами (три из которых аналогичны факторам Ч. Спирмена) равна 0,36. Время выполнения теста 90 минут.

В тест входят 9 субтестов. Во всех субтестах, кроме 4, 5 и 6, использованы задания закрытого типа.

1. Логический отбор (LS) - исследуется "чувство языка" по Р.Амтхауэру, исследование индуктивного мышления испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, выбрав подходящее слово из списка. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин. 

2. Определение общих признаков (GE) — исследуется способность к понятийной абстракции, ориентированию вербальными понятиями. Даются пять слов, из которых испытуемый должен выделить единственное, не имеющее смысловой связи с остальными. Количество заданий 20, время выполнения субтеста — 6 мин.

3. Аналогии (AN) — тестируются комбинаторные способности. Даются три слова, между первым и вторым есть смысловая связь. Испытуемый должен подобрать к третьему слову четвертое, которое находилось бы с ним в аналогичной связи (выбрать из 5 прилагаемых слов). Количество заданий — 20. Время выполнения — 7 мин.

4. Классификация (KL) — оценивается способность к суждению. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий — 6 время выполнения — 8 мин. Оценка варьируется от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

5. Счет (RA)- тестируется уровень развития арифметического мышления. Испытуемый должен решить 20 арифметических задач. Время решения — 10 минут.

6. Ряды чисел (ZR) — тестируется индуктивное мышление, способности оперировать с математическими закономерностями. В 20 заданиях нужно установить закономерность числового ряда, продолжить его. Время выполнения — 10 мин.

7. Выбор фигур (FS) - исследуется пространственное воображение, комбинаторных способностей. В заданиях предъявляются разделенные на части фигуры. Нужно выбрать фигуру, соответствующую разделенной. При выборе ответа следует найти прямоугольник с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий 20, время выполнения — 7 мин.

8. Кубики (WH) – тестируется умение мысленно оперировать объемными телами в пространстве, пространственное мышление. Дается рисунок куба в измененном положении. Нужно из предложенных рисунков выбрать куб, соответствующий данному. Время решения — 9 мин.

9. Задание на сосредоточение внимания и память (ME) - задание на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Предлагается запомнить ряд слов, относящихся к различным группам предметов. А затем выполнить задание, где пользуются свойства оперативной памяти. Время запоминания — 3 мин., время выполнения задания — 6 мин.

Каждое правильное решение оценивается в один балл (кроме 4 субтеста). Первичные оценки переводятся в шкальные. Суммы первичных баллов по всем субтестам переводятся в общую оценку уровня интеллекта. Всего в тесте обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время выполнения всего теста — 90 мин.  

Отдельно анализируется профиль. Р. Амтхауэр предполагает, что в том случае, когда наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, у испытуемого развиты "теоретические способности". В том случае, когда результаты лучше по последним пяти субтестам — более развиты "практические способности".

В адаптированных вариантах тест состоит из 2-х параллельных форм, каждая из которых включает в себя 180 заданий, объединенных в 9 субтестов.

Тест Амтхауэра предназначен для углубленного изучения структурно-уровневых характеристик интеллекта. Его использование позволяет оценить способности человека к естественным, общественным, математическим, техническим наукам, иностранным языкам, предпринимательству, а также к ряду конкретных профессий и прогнозировать успешность обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Р. Амхауэр пытался создать целостный тест структуры интеллекта, а не набор или батарею субтестов, которые можно использовать по своему усмотрению

История создания.

Тест составлен Р. Амтхауэром в трёх формах: А, В и С. Модификация IST – 70 имеет четыре формы (А, В, С, D).
На русском языке тест впервые описан в монографии В.М. Блейхера и Л.Ф. Бурлачука «Психологическая диагностика интеллекта и личности» (Киев. Вища школа. 1978 г.)

В России тест часто адаптировался. Наиболее известные адаптации сделаны Л.К. Акимовой и соавторами в 1984 г. (7) и В.Н. Намазовым и А.Н. Жмыриковым в 1988 году (6).
Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников была осуществлена сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО (Гуревич К.М., Борисова Е.М. Логинова Г.П.).

Первая адаптация проводилась на выборке школьников 7-10 классов (450 человек). Проверялась ретестовая надежность: тестировался 101 человек через один год (r=0,83). Корреляция общего по тестированию с учебной успеваемостью 0,44 до 0,52. Вычислялись корреляций между вербальным субтестом и успеваемостью по гуманитарным предметам (0,20-0,53), а также между результатами пространственных субтестов и успеваемостью, техническим предметам (0,23 - 0,34).

Адаптация В.Н.Намазова и А.Н.Жмырикова, осуществленная на базе Московского городского центра профконсультации, касалась переформировки заданий вербальных субтестов. Стандартизация проводилась на учащихся старших классов средних школ, ПТУ (16-17 лет), студентах и курсантах вузов (18-21 год), инженерно - технических работниках и управленцах (22-25 лет). Авторы не ограничились нормами для разных возрастных групп. Помимо них вычислены нормы для учащихся ПТУ, учащихся средних школ, студентов и курсантов 1-2 курсов, а также специалистов, имеющих высшее образование. В соответствии с этим, авторы адаптации предлагают свой вариант интерпретации оценок теста структуры интеллекта, исходя из качественной выборки испытуемых (род занятий, образование, возраст) и стандартных оценок в единицах IQ.

Последняя, известная нам, версия адаптированного теста Р. Амтхауэра вышла в 2002 году автора Л.А. Ясюковой в серии комплексного обеспечения психологической практики фирмы «ИМАТОН» (14). Эта работа явилась результатом сравнительных исследований Ясюковой Л.А. прогностической эффективности тестов интеллекта Айзенка, Амтхауэра, Векслера, Кеттелла, Равена, Саливена, Фланагана, КОТ, ШТУР и GATB. Интеллектуальные тесты использовались в комплексе с личностными и психофизиологическими методиками, а также с объективными показателями эффективности учебной и профессиональной деятельности испытуемых (школьников, студентов, работников различных специальностей).

Образовательные программы:

Спецкурсы по профилактике проблем в обучении школьников (кафедра педагогической психологии)

Курсы повышения квалификации

Литература:
Рекомендованная литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. I./M., 1982.— 316 с

Гуревич К. М. Современная психологическая диагностика: пути развития.// Вопросы психологии, 1982, № 1, с. 9—18

Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича.—М., 230 с. 1981г

Психологическая диагностика./ Под ред. К. М. Гуревича, Е.М.Борисовой—М., 2001г

Акимова М.К., Козлова В.Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопросы психологии, №5, 1985г., стр. 145

2. Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М., 1989.

3. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М.: ИПАН, 1988. С. 155-170.

4. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: СГУ, 1990.

5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 224 с.

6. Намазов В.П., Жмыриков А.Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. М., 1968.

7. Общая психодиагностика // Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина. М.: МГУ, 1987.

8. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977.

9. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Н.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1989.

10. Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. М.: Hayкa. 1991.

11. Шаумаров Г.В. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении развития детей с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1979, № 6. С.16-24.

12. Юсупов Ф.М. Принципы конструирования невербальных тестов способностей // Канд. дисс. М., 1993.

13. Ямпольский Л. П. Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности // Вопросы Психологии. /1984, № 5,. С. 142-147.

14. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство. СПб: ГП «ИМАТОН», 2002. – 80 стр.

15. Amthauer R. Intelligenz und Beruf //Zeitschrift fur experimental und angewandte Psychblogie. 1953. Bd 1.

16. Cohen J. A factor analytically based rationale for the Weehsler Adult Intelligence Scale / Journal of Consulting Psychology. 1957, № 21.

17. Rasch G. On specific objectivity // Danish Handbook of Philosophy. 1977. Vol. 14. P. 58-94.

18. Rasch G. Probabilistic model for intelligence and attainment tests. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1980.

19. Wechsler D. Manual for the Wechsler Adult intelligence Scale. N.У., 1955.

Категория: Шпаргалки | Добавил: Наталия | Теги: тест, структура, подростки, интеллектуальных, методики, психология, определение, уровни, оценка, ВЗРОСЛЫЙ
Просмотров: 2449 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz