Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
11.05.2024, 07:25
Мой мир...
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта



          
Главная » Статьи » Статьи » Разное

интересное...
"Жизнь каждого человека - лабиринт, в центре которого находится смерть. Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой последний лабиринт".
Исследователь Майкл Эр тон



Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. С лабиринтами связано немало мистических поверий. Взять хотя бы такое; войдя в лабиринт, человек попадает в "мир иной" и может лишиться жизни.
Существует много историй о лабиринтах, из которых невозможно выбраться. И даже если выход был близок, какая-то неведомая сила возвращапа жертву к исходной точке... Лабиринт отказывался отпускать своих гостей...
Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же впадал в панику! В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы "украшали" человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.
В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт является символическими вратами.
Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ — семь линий, закрученных вокруг центра.
Древнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной как минимум четыре тысячи лет назад. В последнее время лабиринты, некогда полные сакрального смысла, стали обычным атрибутом парков и аттракционов, меняясь и усложняясь по мере того, как трансформировались представления человека о мироздании, своеобразной моделью которого и был лабиринт.
Одно упоминание о лабиринте рисует в воображении современного человека необычайно сложное, запутанное хитросплетение ходов, узких троп и тупиков, окруженных каменными стенами. Такой привычный для нас образ на самом деле далек от «первоисточника». Большинство древних «классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной-единственной очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру. Таковы сохранившиеся до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо-западе Испании, и датируемые 2000 годом до н. э., глиняные таблички с изображением лабиринтов, найденные в греческом городе Пилосе, возраст которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до н. э.

Лабиринты и их тайны

Строго говоря, не всякий клубок запутанных ходов следует называть лабиринтом. Классический вариант имеет семь концентрических линий, плотно закрученных вокруг центрального ядра. Вход только один. Длинный путь от него обязательно приводит к центру, который, если быть точными, смещен немного к краю. Соприкасаясь вплотную, дорожки лабиринта нигде не пересекаются и никак не сообщаются друг с другом. Покинуть центр сооружения можно только одним путем — тем же, что привел к цели. Других выходов из лабиринта нет. Таким образом, забредшему в его недра путнику не приходится ломать голову над решением сложных задач: как быстрее пройти к цели и выбраться наружу. Все что нужно делать — это идти по дорожке, которая приведет к центру и выведет обратно.

Иначе устроены ходы-головоломки, именуемые на английский манер «мейзами» (maze). Мейзы по своему строению более изощренные и запутанные фигуры, нежели лабиринты. Как правило, в таких головоломках заложены несколько дорог к цели, два или более входов и выходов, дорожки сообщаются между собой и образуют развилки. Решить мейз, то есть пройти к его центру или какой-либо цели, не так-то просто. Создатели выстроили сложные задачи: выбрать правильный вход, угадать направление на развилке или не попасть дважды на одну и ту же дорожку. Идея мейзов восходит к Средневековью и представляет собой результат освоения математической науки, нас же интересует классический лабиринт как наиболее древний культурный символ.

Простейший лабиринт существовал во многих модификациях. Внося небольшие изменения в технику создания базовой модели, его автор легко увеличивал или уменьшал количество дорожек, делал лабиринт квадратным, прямоугольным, получал различные варианты центрального ядра. Однако все эти модификации происходили из классического образца, который был широко распространен по всему свету и оставался неизменным на протяжении тысячелетий, просуществовав в своем первозданном виде вплоть до Средних веков и эпохи Возрождения



Египетский лабиринт

Самый древний лабиринт находился рядом с озером Биркет-Ка-рун, расположенным к западу от реки Нил, неподалеку от города Каир. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов - священных в Египте животных.
Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: "безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие". Много легкомысленных вошло в эту дверь и не вышло из нее. Это бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом.
Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.
Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку - огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.

Лабиринты и их тайны

Критский лабиринт

Самый знаменитый лабиринт находится в Кноссе на острове Крит. Это копия египетского лабиринта, в одну сотую его величины. Построил этот лабиринт афинский скульптор Дедал.
За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А. Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки.
Артур Эванс вел раскопки почтм 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.

Лабиринты и их тайны

Так, попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал, что вошел в лабиринт, гранитный исполин в это время начинает вытягивать жизненные силы из жертвы. Древние знали, что проводить длительное время в лабиринте нельзя, иначе можно тяжело заболеть.
По легенде в Критском лабиринте обитал Минотавр - человек с головой быка, которому каждый месяц приносили в жертву 7 девушек и 7 юношей. Страшный обряд прервался благодаря храброму Те-сею, который осмелился войти в лабиринт и уничтожил чудовище.
Эванс не нашел следов мифического животного, но кое-что в лабиринте все-таки говорило в пользу древней легенды. Один из залов украшала фреска, изображавшая гиганта с бычьей головой. Под гранитной плитой в этом же зале было найдено множество человеческих костей. Уж не останки ли это жертв минотавра?
Древнегреческий историк Плиний упоминал о лабиринтах на острове Самос и Лемнос в Средиземном море.
- В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н. э., тоже находилось два лабиринта. Один из них, "Дом с лабиринтом", известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром.
- Мальчики в Римской империи играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Считалось, что так закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. Выживет - станет настоящим воином. Хочется отметить, что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников. Так что закалка у юных центурионов была еще та.
- Были свои лабиринты в Индии - в храме Хапебт в Майсуре, а в Китае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от алых духов. Демоны могут летать только по прямой, и если построить вход з дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.

- В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.
В России тоже есть свои лабиринты. Так, на Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится ко 11-1 тысячелетиям до н. э. До сих пор эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест.

Лабиринты и их тайны

В Европе особенное распространение получили лабиринты из дерна: дерновый холмик в центре и ведущие к нему дорожки в виде неглубоких канавок. Обычно эти лабиринты делались в форме круга диаметром от 9 до 18 метров. Но были и квадратные, и многоугольные дерновые лабиринты, а также те, что имели поистине огромные размеры.
- С конца ХV века лабиринты начали появляться в храмах, на плитках церковного пола. Такие напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью наказания, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась "дорога в Иерусалим".

Лабиринты и их тайны

С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром — Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны — Веру. Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне. К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками — это число для средневекового христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации. Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов в Шартре, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания. Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным. Высказываются предположения, что некоторые из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи. Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий в богословских беседах. Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.

Лабиринт родился в Украине

Происхождение древнего символа жизни и охраны жилища

Как железо притягивается магнитом, так лабиринт все продолжает и продолжает притягивать мысли и эмоции многих – от археологов и историков архитектуры до любителей магии и поэтов, пишущих в форме лабиринта стихи. Вот, например, некоторые названия книг о лабиринтах, вышедших в 1990-х годах в разных странах: «Прогулка по священной тропе: Новое открытие лабиринта как священного орудия», «Песчаный лабиринт», «Лабиринт в культуре и обществе: Пути к мудрости», «Земляные и другие лабиринты», «Тайна лабиринта», «Геометрия лабиринта», «Идея лабиринта от классической античности через средние века», «Возрождение лабиринта», «Лабиринт в мысли и в мире: Лабиринты в современной литературе», «Лабиринт – символ страха, возрождения и освобождения», «Лабиринты Реймского собора» и многие другие. Но даже самые современные книги далеки от той глубины духовного познания мира, которая была свойственна древним символам, воплощавшимся в загадочных мифах и проходящих через тьму веков архитектурных сооружениях.

Древний человек, согласно современным иследованиям, делал попытки запечатлеть информацию на камне уже более 300 тысяч лет назад. Первые представители людей современного вида, жившие десятки тысяч лет назад, уже активно наблюдали за небесными светилами, изображали солнце, луну и звезды, животных и самих себя. История искусства насчитывает многие и многие тысячелетия. Но, кроме так называемых реалистических рисунков (натуральных изображений, пусть даже имевших магическую функцию), были и рисунки символические – и среди них одно из главных мест занимает лабиринт. Считается, что эта фигура была известна около пяти тысяч лет назад (изображение этого времени найдено в подземном захоронении на острове Сардиния). Но, как выяснилось, лабиринт родился гораздо раньше – и это произошло в Украине.

Как много раз отмечали специалисты, наряду с археологическими памятниками важнейшим источником наших знаний о материальной и духовной культуре древних времен является язык. Так, например, в Грузии жилой комплекс в виде лабиринта называется Лодовани, что означает «место больших камней». Название этого уникального кавказского сооружения очень напоминает так называемые мегалиты («большие камни»), хорошо известные культовые постройки древности, распространенные от Западной Европы до Восточной Азии. (На возможную связь лабиринтов с мегалитами указывает и Ариэль Голан, автор нашумевшей книги «Миф и символ», русский перевод которой вышел в Москве в 1993 году). На основе изучения языковых свидетельств можно составить довольно яркое впечатление о том, как выглядел тот или иной дом или город прежних эпох. Крупнейший украинский историк Михаил Грушевский описывает в «Истории Украины-Руси» праславянское жилище именно по данным языка: реконструкция строительных терминов позволяет дать описание самих феноменов материальной культуры.

Как отмечал автор первого в современной западноевропейской литературе детектива Эдгар По, нет такой загадки, загаданной человеческим разумом, чтобы другой человеческий разум, направленный должным образом, не мог ее разгадать. Ключом к выяснению происхождения и архитектурно-мифологического смысла лабиринта является прежде всего его название.

Греческое слово «лабиринт» означало и архитектурное сооружение, и танец соответствующей формы, и, что особенно важно, спиралевидную раковину. О происхождении этого слова существуют самые разные мнения. Считали, например, что в его основе – название священного двустороннего топора «лабрис», изображения которого обнаружены на стенах критского лабиринта – царского дворца. Есть мнение, что это слово – египетского происхождения (поскольку и сам критский лабиринт считался копией египетского). Слово выводили то от тронного (священного) имени построившего египетский лабиринт фараона (Ламарис), то от предполагаемого названия самого египетского лабиринта («Лопероунт» – «Храм при входе в озеро»). Но самой вероятной является связь слова «лабиринт» с греческим словом «лавра», означающим «ущелье в горах». (Следует вспомнить и священные пещеры на Крите, в которые совершали паломническтво и царь-жрец Минос, и ученый-жрец Пифагор. На символическую связь лабиринта и пещеры указывает археолог и культуролог А. Голан.)

Итак, лабиринт скорее всего первоначально воспринимался как ущелье. И здесь язык идет рука об руку с историей материальной культуры, а точнее – архитектуры. Известный архитектуровед С. О. Хан-Магомедов подчеркивает значительную схожесть дагестанских изображений лабиринтов с критскими – и дагестанское слово «лвар» – «ущелье» – практически тождественно греческому слову, лежащему в основе названия лабиринта.  

Но вернемся к греческому пониманию лабиринта как спиральной раковины. В украинском языке есть поразительно точное соответствие – слово «равлик-павлик», означающее улитку. Это слово известно в разных вариантах (лаврик, равл, равль, раврик), но его происхождение остается загадочным, а предполагаемая связь с именами Лавр и Павел сомнительна и вряд ли может быть чем-нибудь обоснована. Есть основания считать, что исходной была форма «лавр», которая затем была вытеснена пришедшим из латинского языка созвучным словом, обозначающим растение. Украинское название улитки оказывается тождественным с греческим обозначением ущелья, лабиринта и спиральной раковины. Это слово, как и многие другие термины культуры (в том числе строительно-архитектурные), осталось в украинском и греческом языках  от тех времен (за несколько тысячелетий до новой эры), когда Украина и Балканы были тесно связаны, и эта связь проявлялась во всех областях деятельности – от мифологии до архитектуры.

Изображения лабиринтов так или иначе связаны со многочисленными изображениями священных спиралей на древних каменных сооружениях. Ученые считают, что «спираль может рассматриваться как исходная точка формирования лабиринтов различного типа». Известный писатель Владимир Набоков называет спираль одухотворением круга. Спираль занимала важнейшее место в орнаменте Трипольской культуры, процветавшей на большой территории от Киева до Балкан 6–4 тысячи лет назад. Специальное исследование спирали в древнем орнаменте Днестро-Дунайского региона предпринял крупный украинский ученый Олег Кандыба (как писатель известный под псевдонимом Олег Ольжич).

Еще одна форма, непосредственно связанная с лабиринтом, – знаменитый меандр. Первоначально так называли речку в Малой Азии (современная Турция), отличавшуюся извилистым течением. В греческом искусстве меандр стал очень популярной фигурой. Считается, что меандровый узор с берегов Эгейского моря мог заимствоваться даже в древний Египет – и язык подтверждает это предположение: слово «мехену», означавшее в древнеегипетском языке спиралеподобный завиток, родственно названию меандра. Но вопрос о происхождении этой формы снова приводит нас в Украину.

Наталья Македон и Валерий Петущак, совершившие вдвоем на небольшом судне кругосветное путешествие, посвятили одно из своих научных исследований проблеме древнейших культурных связей Украины с другими странами. Их заинтересовал меандровый ромб – узор, имеющий природное происхождение. Много тысячелетий назад один из охотников, живших на территории Украины, разрезал клык мамонта и увидел на срезе этот орнамент. «Древний человек думал, что силу и могущество давал зверю этот магический знак, который находился всередине его клыка. Человек решил, что когда и он будет иметь на себе этот знак, то будет так же могуществен и вынослив, как мамонт. И этот знак стали вырезать на печатях, браслетах, статуэтках богинь и других изделиях из кости, а позже – вышивать на одежде, рушниках, ткать на коврах, рисовать на посуде». Именно из Украины заимствовали этот священный узор многие другие народы. Н. Македон и В. Петущак отмечают, что широкое распространение меандрового орнамента достигло еще в глубокой древности даже таких далеких от Украины территорий, как острова Новой Зеландии.

Итак, археология и языкознание свидетельствуют о том, что лабиринт и его ближайшие "родственники” – спираль, меандр – не только были хорошо известны древнейшим охотникам и шаманам, земледельцам и художникам, жившим в Украине многие сотни и тысячи лет назад, но и распространялись, вероятнее всего, именно отсюда, заимствовались другими народами и другими культурами.


Искусство создания лабиринтов начало претерпевать значительные изменения с расширением представлений человека о мире. Великие географические открытия, успехи естественных наук, возникновение учения о множественности миров — все это отразилось на философском восприятии лабиринта — символа Вселенной и человеческой жизни. Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии. Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход. Наибольшего расцвета искусство создания «живых» лабиринтов достигло в Великобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. До наших дней сохранился знаменитый лабиринт в Хемптон-Корте, устроенный в 1690 году для Вильгельма Оранского. По старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хауз в Хетфордшире, по-прежнему поражает извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 году. Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость.
Главной неразгаданной загадкой древнего символа остается его происхождение. Десятки гипотез, высказанных на этот счет, так и не смогли объяснить возникновение, а затем распространение по всему миру затейливого рисунка извилистой дорожки. Возможно, этот образ был подсказан самой природой — спиралевидные и лабиринтные формы характерны для раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов, подземных ходов муравейников. Быть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и извилистые линии, постепенно совершенствуя и усложняя эти геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта. На роль его «прародителей» претендуют и наскальные изображения концентрических колец в виде чаши или углубления, относящиеся к эпохе неолита и распространенные вдоль всего Атлантического побережья Европы. Ряд исследователей полагают, что эволюция именно этих форм привела к возникновению символа лабиринта. Наконец, высказываются предположения, что лабиринтный рисунок мог появиться при попытках древнего человека изобразить сложное движение солнца и планет.
История лабиринта по-прежнему не закончена. Его дороги, словно бесконечная лента времени, стремятся все дальше, уводя человека к неведомой цели, которая тем желаннее, чем менее предсказуем путь в лабиринте.

Суеверия из лабиринта

- В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так, индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но...
- Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни.

- Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет вас стороной.

- В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других.

- Не ходят в лабиринт и беременные женщины - есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине.

- Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себя чужие вещи. Так, если вы заблудились в лабиринте, поменяйтесь со своим спутником одеждой, и выход скоро найдется.

- В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться, могут начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением.

- Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится.

- Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку...



 x-files.org.ua
Категория: Разное | Добавил: Наталия (26.06.2010) | Автор: Челпанова Н.В.,психолог
Просмотров: 3149 | Теги: поверия, Лабиринт, украина, происхождение, греция, психология, египет, история, знак, виды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz