Эмоциональное, или психологическое воздействие цвета
не так легко проанализировать, как физиологические процессы,
возникающие в результате цветовосприятия, а между тем большинство из
нас отдает предпочтение определенным цветам и считает, что цвет влияет
на настроение. Многие находят затруднительным жить и работать в
помещениях, цветовое оформление которых кажется им неудачным. Цвета
разделяют на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, даже на
тяжелые и легкие. Хотя отношение к цвету во многих случаях носит
чисто субъективный характер, исследования показывают, что существуют и
общие точки зрения. Но мы без труда забываем о своем отношении к цвету
под влиянием других ощущений, и границы, которые мы проводим,
приписывая тому или иному цвету определенное качество, условны и
расплывчаты, поэтому ученые часто получают во время опытов
противоречивые данные. Так, лабораторные опыты, проводившиеся еще в
1907 году, показали, что люди сходятся во мнении относительно условного
веса цветов. Красный был признан самым тяжелым, за ним шли равные по
весу оранжевый, синий и зеленый, затем — желтый и последним — белый.
Пары цветных пятен одинаковой формы казались неустойчивыми, если сверху
располагался «тяжелейший» цвет. Однако это зрительное впечатление не
настолько сильное, чтобы повлиять на представление человека о весе
различных цветных предметов, которые он берет в руки.
Цвет изменяет наше представление о действительных
размерах предметов, причем цвета, которые кажутся тяжелыми, уменьшают
эти размеры. Из равновеликих квадратов самым маленьким кажется красный,
синий — побольше, белый — самым большим. Французский трехцветный флаг
обычно представляет собой синюю, белую и красную вертикальные полосы
одинаковой ширины. А на кораблях соотношение этих полос меняют —
33:30:37, чтобы на расстоянии они казались равными. Знакомая
классификация цветов на теплые и холодные не очень-то совпадает с нашей
оценкой реальной температуры. Во время одного опыта люди брали в руки
синий или зеленый стержень, нагретый до 42° С, и он казался им теплее
красного или оранжевого стержня, нагретого до той же температуры. Опыт,
целью которого было определить, вызывает ли теплый свет в комнате
ощущение тепла или уюта, показал, что теплое освещение ни в коей мере
не может заменить систему отопления.
Психологи, занятые в промышленности, изучают воздействие цвета на производительность труда
рабочих. Утверждают, что в туалетах, выкрашенных красной краской,
рабочие проводят меньше времени, чем в туалетах, выкрашенных синей
краской. Обезьяны, и это убедительно доказано, при наличии выбора
проводят меньше времени в помещениях с красным освещением, чем в
помещениях, где свет имеет другую окраску. Высказывалось предположение,
что причина не столько в предпочтении других цветов красному, сколько в
ускорении действия «биологических механизмов» животных при красном
свете: обезьянам кажется, что они пробыли в условиях красного освещения
гораздо дольше, чем на самом деле. Но если человеческие «механизмы» и
действуют так же, это никак не отражается на способности людей
оценивать, какой отрезок времени они провели при том или ином освещении. Когда
испытуемых просят медленно нарисовать полукруг, при зеленом свете у них
это получается лучше, чем при красном, который вызывает усиление дрожи
в руке, как и в том случае, когда испытуемого просят держать иголку в
небольшом отверстии, не касаясь краев этого отверстия. Представляется,
что распространенное мнение о возбуждающем действии красного света
верно, так как он повышает электрическую проводимость кожи,
определяющую потовыделение. В то же время красный свет не оказывает
сколько-нибудь значительного влияния на частоту пульса или дыхания.
Здесь, как и во многих других областях цветопсихологии, мы имеем дело с
противоречивыми данными. Для целого ряда ручных операций, а также для
большинства умственных процессов цвет светового потока не имеет,
очевидно, никакого значения.
На протяжении уже многих веков художников и писателей волнует проблема эстетического воздействия цветов
и одиночных, и в сочетаниях. В этой области проведено всего несколько
серьезных исследований, но их результаты говорят об удивительной
степени совпадения мнений различных людей о цвете. Разглядывая образцы
одиночных цветов на нейтральном сером фоне, люди обычно отдают
предпочтение синим тонам — от сине-зеленых до пурпурно-синих. Меньше
других нравится зеленовато-желтый цвет. Независимо от цвета отдается
предпочтение светлым тонам. Исследователи просили испытуемых определить
также привлекательность цветовых пар и обнаружили, что людей привлекают
резко контрастные цвета, а еще больше — цвета, отличающиеся по
насыщенности и яркости. Исходя из этих симпатий и антипатий к одиночным
цветам и цветовым парам, можно до некоторой степени точно предсказать
впечатление, которое произведет на человека цветная абстрактная
композиция. Некоторые психологи считают, что отношение к цвету на таком
примитивном уровне имеет биологическую основу и оказывает влияние на
более сложные эстетические суждения человека о картине или фотографии
как цветовой композиции.
Нас, конечно же, поражает не общность функций цвета в различных культурах,
а их несхожесть. Во многих странах, например, белый цвет — традиционно
свадебный, а в некоторых — траурный. Европейца или американца не
удивит, что в костюмах и гриме вьетнамских оперных актеров красный цвет
символизирует гнев, но он ни за что не догадается, что белый цвет —
символ предательства, а черный — смелости. Тем не менее тщательные
исследования показывают, что во многих случаях люди в разных странах
мира реагируют на цвет одинаково. Красный, желтый, зеленый и синий —
«фокусные» цвета для человечества. Именно эти цвета предпочитают дети,
пока не начинают говорить, и избегают «пограничных» цветов, лежащих
между ними. Названия «фокусных» цветов первыми появляются в речи. Более
того, если расположить языки в порядке сложности их цветовой
терминологии, выясняется, что названия цветов следуют друг за другом в
определенной последовательности. У некоторых народов, в частности, в
Новой Гвинее, есть только два «основных» цветовых термина, обозначающие
черный и белый, или темный и светлый тона. Другие цветовые термины —
неосновные, потому, например, что они связаны с обозначением конкретных
предметов.
Безусловно
в таком языке, как английский, существует гораздо больше названий
цветов, но малиновый, например, нельзя считать основным, поскольку он
входит в состав красного, а такие слова, как «блондин», не принимаются
во внимание, поскольку они относятся к определенным видам предметов или
материалов, подобно цветовым терминам, связанным с обозначением
конкретных предметов в менее развитых языках. Соответствующие цветовые
термины в разных языках не обязательно охватывают один и тот же
цветовой диапазон. Но «центры» этих диапазонов всегда совпадают.
У многих людей цвета ассоциируются с другими ощущениями.
Так, поэт Рембо считал, что у каждой гласной есть свой цвет: А —
черная, Е — белая, I — красная, О — синяя, U — зеленая. А
Римскому-Корсакову казалось, что в свой особый цвет окрашены различные
музыкальные тональности: до мажор — в белый, ре мажор — в желтый, ми
мажор —в синий, фа мажор — в зеленый.
Оставив в стороне сугубо личное восприятие цвета, можно все же
сказать, что вообще людям свойственно приписывать цветам некоторые
качества. Выбор качества зависит в некоторой степени от особенностей
культуры и образа жизни. Опрос по схеме «хороший-плохой» показал, что в
Азии к белому цвету относятся с большим почтением, чем на Западе.
Желтый цвет, более чем где-либо, почитают в Таиланде — возможно,
причины этого кроются в религии. А в странах с засушливым климатом
зеленый цвет считают сильным. Однако общее впечатление таково, что у
«значений», которые имеет цвет в разных культурах, больше общих черт,
нежели различий. Серый, желтый и белый, как правило, считают слабыми
цветами, а красный — сильным и активным. Синий почти повсюду
расценивают как «хороший» цвет. В своем восприятии цвета и отношении к
нему люди, по-видимому, очень похожи друг на друга. http://www.astrostar.ru/
|