Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:
Он
взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?".
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности,
поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно,
когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах.
На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно,
как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший
вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием
относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить
ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.
В доме, в классе, в группе должно быть много справочной литературы
по всем видам знаний: "Жизнь животных" Альфреда Брема,
"Жизнь насекомых" Жана Фабра, "Детская энциклопедия",
книги рекордов и чудес "Диво" Валентины Пономаревой, "Почемучка"
Александра Дитриха, книги Жак Ива Кусто, Ярослава Малина, Криса
Бонингтона орфографический словарь, "Толковый словарь русского
языка" Сергея Ивановича Ожегова, Большой энциклопедический
словарь под редакцией Прохорова и др.
Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его
самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь
ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и
проведения маленьких исследовательских работ.
Если терпеливо не отвечать на все вопросы детей, может случиться
ситуация подобная той, которую описал В. Вересаев в "Рассказах
о детях".
Мальчик Игорь изводил всех вопросом "Почему?". Знакомый
психолог (!) посоветовал родителям: "Когда вам
надоест, отвечайте ему "Потому что перпендикуляр", - увидите,
скоро он отвыкнет".
Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная
реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать:
"Потому что перпендикуляр".
- Ты почему не одел калоши?
- Потому что перпендикуляр.
- Почему грубишь?
- Потому что перпендикуляр.
Так закладываются "перпендикулярные" отношения, может
быть, на всю жизнь.
Отметим еще одну проблему наших детей. В школе им отвечают на вопросы,
которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они
знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно
или непонятно, зачем им это надо знать?
Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то знать.
Приведем притчу об умении задавать вопросы:
Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение
с вопросом:
- Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.
Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным
вопросом:
- Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: "Могут".
Как научить детей задавать вопросы?
Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том,
что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать.
Надо убедить детей, что задавать вопросы - это полезно: больше узнаешь
по ответам.
Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо
поощрять детей, задающих вопросы: "Молодец, ты задал хороший
вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь". Можно
ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы.
Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным
- научись задавать вопросы.
Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют
право на ошибку...
|