При исследовании психически больного
ребенка патопсихологу обычно очень важно определить психологическую квалификацию основных психических расстройств, их
структуру и степень выраженности. В этой части исследования задачи
детского патопсихолога практически те же,
что и патопсихолога, изучающего взрослых
больных. Эта общность задач в большой мере определяет и общность методов
исследования, разработанных в отечественной
патопсихологии Б.В.Зейгарник, А. Р.Лурия, В.Н.Мясище-вым, М.М.Кабановым, С.Я.Рубинштейн, М.Н.Кононовой и
др.
Однако
патопсихологическая оценка психических нарушений в детском возрасте не может
быть полноценной, если она не учитывает также и отклонений от стадии возрастного
развития, на
которой находится больной ребенок, т. е. особенностей дизон-тогенеза, вызванного болезненным процессом либо его
последствиями.
Количественное
шкалирование уровня психического развития с помощью тестов при большинстве методов показывает преимущественно негативную сторону характера отклонений
развития, не отражая внутренней структуры
соотношения дефекта с сохранным
фондом развития, и поэтому недостаточно информативно в плане прогноза и
психолого-педагогических воздействий.
В связи с этим специфической
задачей детской патопсихологии является определение качества нарушения психического развития ребенка.
Изучение
закономерностей аномалий развития психики помимо детской
патопсихологии сосредоточено также в двух других обла-стяхзнаний:
дефектологии и детской психиатрии.
Выдающийся вклад в
изучение аномалий развития сделан Л. С. Выготским, который на модели умственной
отсталости сформулировал ряд общетеоретических положений, оказавших
фундаментальное
влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития. К ним прежде всего
относится положение, что развитии
аномального ребенка подчиняется тем же основным
закономерностям, которые
характеризуют развитие здорового ребенка. Тем самым
дефектология при изучении аномального ребенка смогла ассимилировать многочисленные данные, накопленные
детской психологией...
скачать...
|